К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Надо делиться: как шеринг-экономика превращает потребителя в предпринимателя

DPA/TASS
DPA/TASS
Мы живем в крупнейшем в мире пункте проката. Шеринг-экономика сегодня — катализатор трансформации бизнеса в глобальную площадку, где люди больше не делят знания и навыки, а делятся ими друг с другом

К 2025 году мировой объем экономики sharing увеличится почти в 20 раз и достигнет $335 млрд, свидетельствуют данные из отчета PwC. Вдохновленные цифрой, мы пытаемся спрогнозировать, в каких нишах — образовании, HR или финансах — еще можно заработать на шеринге. Хотя вскоре мы можем навсегда уйти от вопроса, кто потребитель, к вопросу, нужен ли он вообще.

В Школе бизнеса ВШЭ мы проводим свободные ассоциативные эксперименты: несколько лет подряд в числе прочего мы спрашивали первые три реакции на стимул sharing economy. Результаты оказались любопытными: помимо уже устоявшихся маркеров «совместное потребление», «временное пользование», «аренда» и Uber респонденты назвали «обмен», «совместный опыт» и «делиться».

Поверхностные на первый взгляд наблюдения в рамках свободных ассоциаций отражают глубинный социально-экономический подтекст — эволюцию не только понятия шеринг-экономики, но и ее самой.  В этом процессе можно выделить пять этапов. Базовый предшеринговый этап (назовем его second hand sharing) — это когда люди обменивались одеждой и книгами в библиотеках. Следом мы перешли к  torrent sharing — этап, предполагающий выход в онлайн, в шеринг-корзину добавились фильмы, музыка и другие файлы. На третьем этапе наступило время uber sharing — онлайн и офлайн объединились, мы начали делить офисы, дома, уборку, транспорт. Даже традиционное владение автомобилем мы превратили одновременно и в каршеринг, и в карпуллинг, и в райдшеринг.

 

Мы живем в крупнейшем в мире пункте проката, и доступ здесь, как заметил редактор журнала Wired Кевин Келли, лучше, чем владение — пожалуй, точнее метафоры для шеринг-экономики не найти.

Но оказалось,  и это еще не все. Эволюция продолжается. Последние годы мы переживаем важный четвертый этап — social sharing — когда уберизация технологическая трансформируется в уберизацию социальную. Возможность утром спуститься в метро, а вечером, опаздывая, вызвать Uber становится катализатором смены карьерных амбиций и разрушения традиционной лестницы материального благосостояния «метро — машина — дорогая машина — машина с водителем» и потраченных на достижения лет: 20-25-30-40 соответственно. Теперь комфортную жизнь можно взять в аренду нажатием кнопки в мобильном приложении, где посадка в такси от 50 рублей.

 

Тут начинается самое интересное: перепрыгнув через несколько ступеней Маслоу, туда, где уже наелись и защитились, мы готовы посмотреть вокруг. Сегодня мы стоим на пороге пятого этапа — conscious sharing. Подарив людям время, шеринг-экономика привела  к трансформации сознания: в разных сферах жизни мы начинаем задавать вопросы, которые некогда было задавать раньше.

Шеринговая сознательность

Как шеринговая осознанность может повлиять на бизнес-модели? Мы можем построить новый, «непотребительский» рынок. B2C, B2B, B2G, G2B, С2С — традиционные форматы бизнес-отношений. Формально понятие «потребитель» несет в себе только B2C и С2С, но все эти модели имеют поставщика услуг и его получателя, как правило, пассивного.

Опыт совместного потребления, в рамках которого мы приспособили наш мир, чтобы делиться файлами, постами, местом в автомобиле, показывает: мы готовы к новому рынку. Нашумевшие в последнее время криптовалюты работают по пиринговому принципу. В технологиях пиринг (от англ. peering — соседство) означает одноранговую или децентрализованную оверлейную компьютерную сеть, основанную на равноправии участников. Часто в такой сети отсутствуют выделенные серверы, и каждый узел (peer) выполняет одновременно функции и клиента, и сервера. В отличие от архитектуры клиент-сервера такая организация отличается устойчивостью — работоспособность сети сохраняется при любом количестве и любом сочетании доступных узлов.

 

Можно ли пиринговые принципы развить дальше? Новый вызов — построить бизнес peer-to-peer (P2P), где потребитель станет клиентом («пиром») и одновременно  предпринимателем в широком смысле этого слова, то есть создателем. Новый вызов — не самому построить, а создать условия, чтобы могли построить другие. Новый вызов — делиться предпринимательской энергией, вдохновить пользователей на соавторство.

Это похоже на вирус «сделай сам» — тебе доступно то, что создаю я, и ты можешь вдохновить на создание чего-либо третьих лиц в нашей цепочке, чтобы они  вдохновили четвертых, и так далее. Выходит шеринг предпринимательства в геометрической прогрессии. Entrepreneur-to-entrepreneur-to-entrepreneur. И все это peer-to-peer. И все это равный — равному.

По сути это принцип «не давай рыбу — научи удить» в новом прочтении: создай условия для ловли рыбы. И, как показывает практика, в выигрыше оказываются все стороны. Показателен пример из архитектурной среды, когда в  2016 году чилийский архитектор Алехандро Аравена получил Притцкеровскую премию. Аравена проектирует жилые дома, школы, университеты, детские площадки и общественные пространства для обездоленных, нелегальных мигрантов, жертв природных катаклизмов, вовлекая жителей в архитектуру. Но самый известный проект Аравены — Half of a Good House. Тысяча человек на севере Чили жили нелегально, и у государства не было средств на строительство социального жилья. Аравена придумал построить половину дома: каждой семье был предоставлен бетонный каркас с кухней, ванной и крышей, а оставшиеся полдома все жители со временем достроили сами. Таким образом, идея соавторства показала не только экономический, но и социальный эффект.

Другой интересный кейс — из сельского хозяйства. Предприниматель Хью Фернли-Уиттингстол не предлагает землю, он предлагает строить бизнес на земле. С помощью площадки  Landshare Фернли объединяет землевладельцев и начинающих садоводов — вместе они выращивают собственную еду. Сейчас только в Великобритании в огородный нетворкинг вовлечены свыше 60 тысяч человек (землю предоставляют частные пользователи, футбольные клубы, общежития и даже церкви).

Образование. Чтобы превратить квартиру в образовательный кампус и стереть границу между учеником и учителем Майкл Карньянапракорн создал онлайн-сообщество Skillshare. Членский взнос $10 в месяц позволяет организовать свою лекцию или получить доступ к тысячам других (лекции в области дизайна, бизнеса, анимации, кулинарии). Классы привлекают студентов, они сами становятся учителями, и маховик продолжает вращаться — сейчас в сообществе взаимообучают друг друга свыше 4 млн человек.

 

Финансы. Мэтт и Джессика Флэннери создали платформу Kiva, с помощью которой кредиторы помогают предпринимателям из развивающихся стран начать или укрепить свой бизнес. Кредиторы выбирают заявку, которую хотели бы профинансировать, и делают взнос ( минимум $25). На сегодняшний день 2,8 млн предпринимателей из 86 стран получили более $1,1 млрд микрокредитов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+