При всей тусклости коллективного образа нового правительства и отсутствии в нем фигур, которые отвечают общественному запросу на перемены, в составе кабинета министров появились фигуры, характерные для сдвига кадровой политики власти. «Рекрутинг» региональных руководителей, имеющих на персональном счету реальные результаты, а не только общую лояльность (Владимир Мединский), личную дружбу с президентом (Виталий Мутко) или родословную (Дмитрий Патрушев), говорит о поиске «новой функциональности» — призыве чиновников, которые могут вносить некоторую подвижность в застывшую систему управления. Иными словами, совмещать лояльность и адаптированность к государственному аппарату с возможностью его постепенного развития.
Через такие назначения система управления пытается маневрировать между двумя моментами собственной осознанности: пониманием необходимости развития и желанием сохранить неизменными базовые элементы своей конструкции. Наиболее явной демонстрацией этого тренда стал переход в правительство руководителей сразу двух субъектов Федерации тюменской «матрешки». Губернатор Тюменской области Владимир Якушев назначен главой Минстроя, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин — главой Минприроды. Если рассматривать эти факты в отдельности, они не вызывают серьезного удивления: за каждым из новых министров есть достаточно весомый личный бэкграунд и внушительные группы поддержки, объясняющие их перемещение. Интересен приход сразу двух фигур.
В принципе объяснений тоже два. Первое: Тюменская область как ресурсно обеспеченный регион-донор дает большие возможности для создания точек и целых направлений роста, которые демонстрируют эффективность глав субъектов. Даже если проекты реализуют коммерческие компании, губернаторы ассоциативно связаны с ними, в том числе за счет инфраструктурной и нормативной поддержки инвестиций. Второе: интеграция в пространство региона интересов нескольких федеральных групп — от остаточного присутствия столичного мэра Сергея Собянина, который был губернатором Тюменской области, до Якушева, до владельцев или управляющих крупнейшими нефтяными, газовыми и нефтехимическими компаниями страны. В России есть небольшое количество регионов, где нельзя быть просто губернатором без участия в федеральной повестке, и Тюменская область входит в этот короткий список.
Экспертный опрос, проведенный в обоих субъектах, демонстрирует реально высокий авторитет их бывших лидеров. У Кобылкина он основан на развитии ряда инфраструктурных и сырьевых проектов. За последние годы Ямал, благодаря активности «Газпром нефти» и «Новатэка», стал плацдармом освоения российской Арктики. В частности, разработка Новопортовского месторождения и строительство терминала «Ворота Арктики» сформировали образ нефтяного крыла «Газпрома» как «северного первопроходца» — организатора одного из самых сложных нефтяных проектов в мире. «Новатэк», в свою очередь, собрал пул инвесторов, включая китайских партнеров и французскую Total, для строительства на севере Ямала завода по производству сжиженного природного газа (общий объем инвестиций — в районе $25 млрд) и морского порта Сабетта. Умение поддерживать проекты, объединяющие производство и инфраструктурные решения, стало серьезным аргументом в пользу главы Ямала, особенно в период, когда, по признанию специалистов, «легкой нефти уже не будет».
В Тюменской области любят сравнивать административный стиль Кобылкина и Натальи Комаровой, губернатора соседнего Ханты-Мансийского округа, которая, по слухам, также рассматривалась на должность главы Минприроды. Оба губернатора были назначены почти одновременно, но в отличие от Комаровой Кобылкин не стал противопоставлять себя местным элитам и проводить активных кадровых «зачисток», то есть проявил способность договариваться и находить компромиссы. В значительной мере он сумел преодолеть имидж «человека «Новатэка» (компании, с которой устойчиво ассоциировался вначале) и выстроить ровные отношения с другими крупными игроками региональной экономики — «Газпромом» и «Роснефтью». В области управленческого стиля Кобылкин расценивается как более проектный и системный руководитель, чем импульсивная и упрямая Комарова.
Для Якушева, который в новом правительстве, помимо прочего, должен будет оправдывать своей работой существование надстройки в виде Виталия Мутко, ключевым аргументом стали реальные успехи в строительстве. Тюменская область, если не считать Москву и Петербург, является лидером по темпам ввода жилья. Как рассказывают местные девелоперы, за последние годы ситуация с получением разрешительных документов и прозрачностью процедур существенно улучшилась; при этом Якушев, подобно Кобылкину в его сырьевой сфере, не выглядит креатурой местного строительного лобби. Разумеется, тюменский юг не дает таких преимуществ, как север, с точки зрения крупных индустриальных проектов, но в Тобольске, в трехстах километрах от Тюмени, «Сибур» ведет строительство одного из крупнейших в мире нефтехимических комбинатов.
В московской политологической среде давно принято «закреплять» министров и губернаторов за неформальными кураторами и встраивать их в группы влияния ближнего окружения президента. Такая модель нам кажется упрощенной и все менее релевантной в текущих условиях, хотя она и позволяет структурно упорядочить существующие команды. В действительности работают, скорее, облачные модели с большим количеством сильных и слабых пересекающихся взаимодействий. Связка Собянин — Якушев кажется очевидной. Тюменский губернатор изначально оценивался как креатура Собянина, а теперь, с учетом московской реновации, тандем столичного мэра с главой Минстроя выглядит еще более оправданным. Но региональные наблюдатели говорят, что Якушев при этом не поддержал ряд собянинских инициатив в регионе после отъезда того в Москву и называть фаворитом московского градоначальника было бы неточно. В любом случае Якушеву придется в гораздо большей степени ориентироваться на Мутко — своего непосредственного куратора.
Экспертная идея встроить Кобылкина через «Новатэк» в некую «группу Тимченко» (Геннадий Тимченко — второй по значению акционер компании после Леонида Михельсона) также выглядит, скорее, публицистической. Что такое «группа Тимченко» — это вообще большая загадка, поскольку предприниматель держится особняком в кремлевском пасьянсе. Известно о его дружеских отношениях с Сергеем Шойгу и некоторыми предпринимателями «путинского призыва», о взаимодействиях с рядом губернаторов и других связях, но эти линии не образуют устойчивой группы с единым центром. Возможно, ошибочна сама предпосылка конвертировать дружеские отношения с президентом в наличие четко очерченных секторов влияния. Тимченко, помимо собственного бизнеса, скорее выполняет или выполнял инструментальные задачи типа контроля за экспортом российской нефти в прошлом. Поэтому фигура Кобылкина является скорее равноудаленной и поэтому равно комфортной для всех вершин треугольника — Миллера, Сечина и Михельсона с Тимченко.
При этом, с учетом партнерских отношений между самими Якушевым и Кобылкиным, можно построить такое облако взаимодействий в новом правительстве, в которое войдут новые и прежние министры, мэр столицы, главы крупных сырьевых компаний. Внутри этого облака (как и подобных, и пересекающихся между собой облаков) уже существует и возникнет ряд формальных и неформальных связей, которые в условиях относительной стабильности позволят системе поддерживать ресурс жизни. Сложно при этом сказать, насколько продолжится превращение Тюменской области в кадровый ресурс федерального центра. По крайней мере активной миграции в Москву команд бывших губернаторов опрошенные эксперты не ждут.