К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Лишняя рыба. Миллион тонн улова ежегодно выбрасывается за борт

Фото Алексея Павлишака / ТАСС
Фото Алексея Павлишака / ТАСС
Рыбный бизнес стремится максимизировать прибыль, что вполне естественно. В этой ситуации государству необходимо добиваться снижения негативного воздействия на морские экосистемы через законодательные инициативы

Сегодня количество пойманной рыбы судном в открытом море определяется через коэффициенты от выпущенной в течение суток продукции. Разумеется, предприятия, ограниченные квотами, заинтересованы в максимальной конечной стоимости готовых товаров, именно поэтому капитаны предпочитают избавляться от сырья с потенциально низкой рыночной стоимостью: первой за борт уходит молодь, травмированная рыба и низкоценные неквотируемые виды.

Нередко за борт идут не только отходы производства, но и ценные виды рыб, на которые у предприятия или конкретного судна попросту нет квот.

Лишь крупные рыбопромысловые компании имеют квоту на вылов сразу нескольких видов, они на законных основаниях могут позволить себе списывать приловленные виды в рамках имеющегося лимита. Мелкие же рыбопромышленники лишены такой возможности и вынуждены прибегать к нечестной игре, выбрасывая часть улова в открытых водах, где отследить выбросы и привлечь предприятие к ответственности нелегко.

 

Так же часто поступают и с отходами переработки. Считается, что из полутора тонн сырца, поднятого на борт, получается не более тонны мороженой продукции (рыба без внутренностей и головы). При производстве филе в отходы записывают уже до 60% от объема вылова, а на некоторых производствах, по экспертным данным, — до 90%. Если промысловое судно не оснащено установками по производству рыбной муки, оно не заинтересовано в хранении отходов. Такие выбросы считаются легальными выбросами, так как при соблюдении определенных требований составляют часть выбранной квоты. И хотя с юридической точки зрения придраться не к чему, по воздействию на экосистемы эти выбросы идентичны прочим.

Таким образом, по самым скромным оценкам, отечественные рыбаки ежегодно отправляют за борт не менее миллиона тонн рыбного сырья.

В настоящее время наиболее популярны радикальные методы борьбы с выбросами, которые при определенных условиях могут быть очень эффективны. Например, следует добиваться стопроцентной переработки улова, это может происходить как на борту судна, так и на береговом предприятии. Решить проблему выбросов можно сразу несколькими способами. Во-первых, для судов, ведущих промысел тралом, необходимо установить правило взвешивания всего улова без предварительной сортировки. Взвешивание и регистрацию должны проводить автономные системы, что станет препятствием для выброса молоди, которая, как правило, первой «уходит за борт» ввиду своего размера и низкой стоимости.

 

Во-вторых, суда, перерабатывающие улов на борту, должны быть оснащены установками по производству рыбной муки. Особое внимание следует уделить тем судам, которые еще не сошли со стапелей и строятся в рамках инвестиционных квот. Мукомольные установки в свою очередь окажут услугу аквакультуре, растущие масштабы которой требуют большого количества комбикормов.

И в-третьих, необходимо законодательно запретить любые выбросы сырья на промысле. Успешным внедрением таких законодательных инициатив может похвастать ближайший сосед России по Баренцевоморскому региону — Норвегия.

При этом необходимо понимать, что акт выброса — это только вершина айсберга, о который разбиваются многочисленные попытки ликвидировать это явление, в то время как основная его часть скрыта под водой. Для эффективной борьбы с выбросами одних запретительных мер или отдельных решений по тем или иным аспектам промысла явно недостаточно. Решение проблемы требует системного подхода. Для каждого конкретного промысла необходимо изучить причинный механизм выбросов, оценить условия, в которых осуществляется каждая фаза промыслового цикла, проработать весь спектр факторов, сопутствующих ННН-прилову (незаконному, несообщаемому и нерегулируемому) и выбросам с учетом их взаимосвязей и приоритетов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+