Бизнес против Роскомнадзора. Можно ли засудить за веерные блокировки
Владельцы интернет-ресурсов, заблокированных вместо Telegram, пытаются судиться с Роскомнадзором. Выиграть у них вряд ли получится, и не только потому, что российские суды очень не любят удовлетворять иски к госорганам. Формально запрет мессенджера соответствует российскому законодательству, а государство просто до сих пор не понимает, как устроен интернет и вся цифровая экономика в целом.
По-видимому, Роскомнадзор не имеет технической возможности (а возможно, и желания) заблокировать Telegram так же, как ранее заблокировал, например, LinkedIn. Вместе с мессенджером (а точнее, вместо него) недоступными оказались сотни других ресурсов. Разумеется, у владельцев многих из них появилось желание взыскать причиненный Роскомнадзором ущерб.
Прогнозировать исход судебных разбирательств — дело неблагодарное. Российские суды не любят удовлетворять иски к государственным органам, хотя исключения и бывают. Но самое главное тут то, что вся история с Telegram вскрыла реальную ситуацию с регулированием интернета в России. После двух десятилетий почти полной свободы в виртуальном пространстве у государства нет понимания принципов его существования. И это получает свое отражение в правовом регулировании сети.
Формальная законность
Полномочия Роскомнадзора в отношении интернета сформулированы настолько расплывчато, что РКН действительно считывает, что он полностью прав. В постановлении правительства от 16.03.2009 №228, которым утверждено положение о Роскомнадзоре, сказано, что последний должен «принимать меры по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»». Из закона следует, что на РКН возлагается только обязанность реализовывать ограничение доступа к ресурсам, в отношении которых есть судебный акт о блокировке.
Полномочия Роскомнадзора настолько широки и размыты, что любые его действия по блокировке запрещённого ресурса будут соответствовать закону. Решение Таганского районного суда Москвы, разумеется, не содержит указания на конкретные IP адреса Telegram, подлежащие блокировке, а лишь предписывает ограничить доступ к этому сервису. Действия госоргана, таким образом, полностью соответствуют решению суда, и, соответственно, законны.
Но за скобками остаются сторонние ресурсы, которых коснулась блокировка Telegram. Их судебные перспективы в исках против Роскомнадзора целиком зависят от того, использовались ли их IP адреса совместно с Telegram. Если да, то российский суд наверняка встанет на сторону госоргана. Ведь заявленные иски, наиболее вероятно, основаны на признании незаконными действий Роскомнадзора, а у суда будет хороший повод признать их соответствующими закону. Совместное использование электронных ресурсов разными сервисами — дело обычное, но российскому закону пока неведомое.
Запретить все новое
В этом нет ничего удивительного, да и плохого тоже нет. Нет никакой необходимости описывать в законе каждую новую ситуацию, возникшую в той или иной сфере. Цифровая экономика находится в самом начале своего развития, и совершенно естественно, что она пока относительно свободна от государственного регулирования. Но удивительно и, увы, характерно то, что в России все новое сталкивается прежде всего с запретом, даже если объект запрета раньше попросту не существовал.
Другой вопрос, правильно ли такое регулирование. Самый строгий закон не может изменить сложившееся положение вещей. Ситуация с Telegram показала то, что и все так знали – ни законодатель, ни Роскомнадзор не понимают сути интернета. И дело не в том, что закон позволяет заблокировать сотни случайных ресурсов, а в том, что допустить пользовательский доступ к таким ресурсам, как LinkedIn или Telegram, можно только отключив весь интернет.