Россияне стали замечать, что время ожидания на светофоре на многих перекрестках стало дольше, чем раньше. Причина проста — директивный запрет совмещения транспортного и пешеходного направления движения в одной фазе светофорного регулирования.
Раньше водитель мог на свой основной зеленый свет повернуть направо, когда там горит зеленый свет пешеходу. Поворот происходил с учетом приоритета пешехода: водитель должен был пропустить людей, а затем получал право ехать далее. В нашей стране это работало долгие годы, а в Европе работает до сих пор. Сейчас это запрещено.
До 2014 года запрет совмещения транспортного и пешеходного направления применялся только по конкретным показаниям условий движения. Это совершенно необходимо на перекрестках с интенсивным движением автомобилей и пешеходов, однако редакция ГОСТ Р 52289-2004 запретила такой поворот абсолютно во всех случаях. Тотальный запрет нормативно исключает встречу на дороге машины и пешехода, при этом серьезно увеличивая время ожидания для всех участников дорожного движения. От долгого ожидания страдают и водители, и общественный транспорт, и пешеходы.
Почему запрет не помогает
Парадокс состоит в том, что подобный запрет в реальности не увеличивает безопасность. Некоторые пешеходы в таких местах перестают смотреть на светофор и переходят на красный свет: крайне странно стоять по три минуты, чтобы перейти одну полосу движения при полном отсутствии автомобилей. Ситуация усугубляется тем, что пешеходов редко штрафуют. Водители ведут себя более дисциплинированно: для них проезд на запрещающий сигнал светофора чреват лишением прав, так что автовладельцы внимательнее следят за соблюдением этого правила. Но что они думают во время пустого ожидания, лучше даже не представлять.
Итогом безусловного запрета становится существенное падение пропускной способности перекрестков, рост заторов и психологический дискомфорт всех участников движения — и водителей, и пешеходов.
Другим негативным следствием стало отвлечение сил и средств организаций, ответственных за работу светофоров, на бестолковую работу. Только в Москве более 2500 перекрестков со светофорами. Чтобы реализовать требования ГОСТ, пришлось установить дополнительные стрелки на сотнях светофоров, а затем каждый перенастроить. Это очень большая нагрузка, которая отнимает время и ресурсы от работы по действительно нужным направлениям.
Как же все это случилось? Особенно после инициатив на уровне заместителя председателя правительства Игоря Шувалова о разрешении поворота направо под красный свет? Как было в нашей стране до 70-х годов и до сих пор применяется в некоторых европейских странах, например, в Германии. Эта инициатива была подержана комиссией по безопасности дорожного движения на уровне правительства России и популяризировалась многими экспертами и общественными организациями. Как после таких инициатив был принят ГОСТ, который запретил поворачивать даже на основной зеленый свет?
Светофоры как символ современной политики
Увеличение времени ожидания на светофорах можно назвать следствием глобальных общественных процессов. Дело в том, что современная российская практика государственного регулирования иногда приходит к рефлекторной реакции на происшествия. Если что-то случилось, значит, что-то нужно обязательно запретить, чтобы отчитаться о принятых мерах.
Парадоксально, но это является следствием правильного процесса — повышения требовательности гражданского общества к государству и готовности власти подстраиваться под потребности общества. Это правильно — но в России, как всегда, есть нюанс. Подобная работа должна подкрепляться честностью и профессионализмом, а не конъюнктурным популизмом, который часто вырождается в рефлекторную бюрократическую реакцию. Что-то случилось плохое? Запретить! То, что это плохое и дальше может происходить, уже неважно в логике бюрократа, ведь он запретил, и теперь это не его проблема. Такой тип реакции крайне соблазнителен и прост в исполнении. Запретить проще всего.
С другой точки зрения, причиной таких решений, похоже, является тотальное недоверие составителя ГОСТа к любому проявлению разумности как со стороны организатора движения, так и со стороны водителя и пешехода. Чрезмерно увлеченные нормотворчеством люди, похоже, не допускают наличия мозгов у тех, чью деятельность они регулируют. Хотя по действующим законам светофоры в России необязательны для установки абсолютно на всех перекрестках. Они ставятся лишь при наличии определенной интенсивности движения, при которой возникает необходимость регулирования. А затем в зависимости от интенсивности идет настройка светофора. Получается, что в одних случаях составители ГОСТов допускают полное отсутствие светофора, но в случае его установки тут же требуют максимально жесткого разграничения потоков.
Московское экспертное сообщество заняло по этому вопросу вполне однозначную позицию: принятие решения на запрет или совмещение транспортных и пешеходных фаз должно быть отдано на уровень проектировщика, а не директивно и безусловно применяться везде. Очень надеюсь, что скоро это мнение воплотится в новой редакции ГОСТа и директивный запрет будет отменен.
Мы должны научиться доверять своим согражданам, видеть в них людей и апеллировать не только к директивным указаниям, но и к разуму. Это нисколько не снимает необходимость контроля и наказаний за нарушения правил. Но правила должны быть разумными, тогда и наказание за их нарушение воспринимается обществом не как ущемление прав и свобод, а как абсолютно необходимое действие со стороны государства, которое является гарантом соблюдения правил, необходимых для жизни.