Минтранс планирует повысить штрафы за задержку авиарейсов в 14 раз
Министерство транспорта России планирует ужесточить наказание для авиакомпаний за задержку вылетов, увеличив штрафные санкции за каждый час отсрочки в 14 раз. Об этом сообщила в понедельник, 9 апреля, газета «Известия» со ссылкой на собственные источники в министерстве. Они сообщили, что в настоящее время в Минтрансе проходит внутреннее согласование законопроект о внесении поправок в Воздушный кодекс. Текущая версия документа предлагает увеличить штрафные санкции за задержку вылета с 25 рублей до 339 рублей за каждый час отсрочки.
Нынешний размер штрафа — около 25 рублей за каждый час задержки вылета — действует с 2000 года. Столь незначительная сумма приводит к тому, что ряд авиакомпаний больше заинтересован в максимальной загрузке самолета, чем в своевременном вылете. Новый размер штрафа — 339 рублей — рассчитан с учетом роста цен за прошедшие 18 лет. Собеседники «Известий» подчеркнули, что в любом случае размер штрафа не сможет превысить закрепленные сейчас 50% от стоимости перевозки. Источники газеты уточнили, что штраф не будет назначаться за задержки авиарейсов по метеоусловиям и в случае форс-мажорных обстоятельств, в том числе связанным с обеспечением безопасности.
В отношении возможного размера штрафной неустойки есть несколько разных подходов. Роспотребнадзор предлагает распространить на гражданскую авиацию норму закона «О защите прав потребителей» о неустойке за задержку предоставления услуги. Это предложение сделано в ходе совещания, состоявшегося в феврале 2018 года в Минтрансе. В этом случае штраф сможет составить 3% от цены билета за каждый час отсрочки. На том же совещании Совет Федерации предложил ввести фиксированный размер штрафа за задержку авиарейсов в размере 100 рублей. Предложение поддержали представители авиакомпаний «Аэрофлот» и «Сибирь». Совет Федерации уже внес в Госдуму соответствующий законопроект.
Действующее в настоящее время законодательство требует от авиакомпаний при переносе рейса предоставлять пассажиру горячее питание и напитки, а также обеспечивать возможность произвести телефонный звонок. В случае задержки вылета более чем на шесть часов пассажиру обязаны предоставить место в гостинице. Согласно Воздушному кодексу России пассажир также имеет право на компенсацию в размере 25% от установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час опоздания, но не более 50% от общей стоимости билета. С 1 января 2018 года величина МРОТ равна 9489 рублей в месяц. Однако процесс взыскания денег сложен и растянут во времени: согласно 128 статье Кодекса, авиакомпания может изучать претензию на протяжении месяца.
В декабре 2017 года первый зампредседателя думского комитета по энергетике, депутат фракции «Справедливая Россия» Игорь Ананских внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий оперативный возврат денег пассажирам внутренних рейсов при несоблюдении расписания. Документ подразумевает возврат денег пассажирам, если рейс задерживается дольше трех часов. Это должно позволить пассажирам сразу же приобрести билет другой компании и все-таки совершить запланированный перелет. Единственная уважительная причина для задержки рейса — метеорологические условия.
Как пояснил тогда Ананских корреспонденту Forbes, тысячи рейсов задерживаются и отменяются в течение года, потому что авиакомпании пытаются использовать имеющиеся борта по-максимуму. А действующий механизм штрафов расхолаживает авиакомпании. «Это такая долгая история. Сначала претензия, потом суд, потом с решением суда в авиакомпанию, а там когда она еще возместит ущерб. Все это время деньги крутятся, работают, и эта длительная проволочка позволяет перевозчикам небрежно относится к соблюдению расписания», — рассказал депутат.
В ноябре 2017 года стало известно, что Минтранс собирается ограничить программы авиакомпаний, допускающих значительные и многократные задержки рейсов. Проект приказа Минтранса, размещенный тогда на официальном портале правовой информации, предусматривает внесение ограничений в условия ранее выданного допуска на выполнение нерегулярных (чартерных) полетов в случае, если по вине перевозчика допущены многократные задержки вылетов рейсов (более 20% от общего числа выполненных рейсов). Задержкой считается вылет рейса позже, чем на два часа, а также отмена рейса. Задержки по метеоусловиям в расчет не берутся.
Как следует из документа, в случае превышения количества задержек на 20% межведомственная комиссия при Минтрансе (она выдает допуски на международные полеты) может внести ограничения по частоте полетов в условия ранее выданного допуска. Кроме того, допуск также может быть отозван, если компания не совершала по нему полеты в течение двух сезонов — то есть зимой и летом.
Самые непунктуальные
Из данных на сайте Росавиации следует, что с начала 2017 года уровень в 20% задержек среди чартерных перевозчиков превышали несколько авиакомпаний. Среди них — «Ираэро», которая допустила 25% задержек рейсов в январе и 24% в августе, в декабре — 20%. Проблемный перевозчик «ВИМ-авиа» в марте 2017 года задержал 35% рейсов, в апреле - 21,1%, в мае — 19,1% рейсов и 18,6% в сентябре 2017 года.
В случае принятия нормы под снижение квот может попасть авиакомпания Red Wings, доля задержек рейсов которой составила 21,2% в августе, 21,8% в июле, 34,6% в мае и 19% в апреле. В зоне риска окажутся также компания «Руслайн», которая задержала 66,7% своих чартеров в апреле, и «Якутия» — 24,2% рейсов в сентябре. В течение 2017 года была близка к обозначенной границе авиакомпания iFly, задержавшая 18,1% рейсов в июне и 19,3% в июле, а в феврале 2018 года компания задержала 20% рейсов.