Кара небесная. Можно ли заставить авиакомпании платить за задержки рейсов
Ответственность авиаперевозчиков за задержку или отмену внутренних рейсов может быть ужесточена. Соответствующий законопроект внес на рассмотрение Госдумы первый зампредседателя думского комитета по энергетике, депутат фракции «Справедливая Россия» Игорь Ананских.
Документ подразумевает возврат денег пассажирам, если рейс задерживается дольше трех часов. Единственной уважительной причиной для опоздания станут метеоусловия. «В остальных случаях пусть аэропорты и компании разбираются между собой, по чьей вине самолет не прибыл вовремя. Наша цель — защитить права потребителей и упростить жизнь россиянам», — заявил Игорь Ананских корреспонденту Forbes.
По его словам, тысячи рейсов задерживаются и отменяются в течение года, потому что авиакомпании пытаются использовать имеющиеся борта по-максимуму. «И если что-то идет не так, заменить опаздывающий самолет перевозчику нечем, а людям приходится задерживаться на длительный период», — отметил первый зампред комитета Госдумы по энергетике.
В настоящее время, согласно Воздушному кодексу РФ, пассажир имеет право на компенсацию в размере 25% от установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час опоздания, но не более 50% от общей стоимости билета. Однако процесс взыскания денег сложен и растянут во времени: согласно 128 статье Кодекса, авиакомпания может месяц только изучать претензию.
По мнению Игоря Ананских, действующий механизм расхолаживает авиакомпании: «Это такая долгая история. Сначала претензия, потом суд, потом с решением суда в авиакомпанию, а там когда она еще возместит ущерб… Все это время деньги крутятся, работают, и эта длительная проволочка позволяет перевозчикам небрежно относится к соблюдению расписания». Кроме того, оперативный возврат средств в аэропорту позволит пассажирам сразу же приобрести билет другой компании и все-таки совершить запланированный перелет, отметил он.
Порядок или популизм
Инициативу депутата фракции «Справедливая Россия» в разговоре с корреспондентом Forbes поддержал первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков: «Авиакомпании необходимо дисциплинировать, причем нужно усиливать ответственность не только за задержанные рейсы, но и за попытки обмана пассажиров».
Он пояснил, что ряд перевозчиков, чтобы не минимизировать расходы, не обеспечивают людей положенными по закону питанием и гостиницей. Вместо этого они предпочитают запустить пассажиров в самолет и держать их там в течение многих часов, обещая скорый взлет. «Такую иезуитскую практику нужно законодательно пресечь», — подчеркнул Лысаков.
А вот руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев счел законопроект Ананских нереализуемым на практике: «У данного проекта нет никаких шансов выйти из коридоров Госдумы. Представьте себе, что компания выполняет рейс в Анадырь. Билет в два конца стоит 50 000 рублей, мест на борту 400. Вопрос: сколько денег авиакомпании нужно держать замороженными? А если рейсов несколько? Кроме того, неясен механизм оперативных выплат: межбанковские операции могут длиться несколько дней, и перевозчики не в силах это изменить».
«Наконец, билет может быть оплачен юридическим лицом. Кто в таком случае принимает решение о компенсации — тот, кто платил или тот, кто застрял? Сомневаюсь, что у авторов законопроекта есть ответы на эти вопросы. Это чистый воды популизм», — заключил Пантелеев. Представитель «Аэрофлота» не стал комментировать законопроект, пресс-службы S7 и UTair не ответили на запрос Forbes.
Напомним, что в сентябре в Госдуму была внесена законодательная инициатива, усиливающая наказание за овербукинг, то есть, реализацию заведомо большего количества билетов, чем есть кресел на рейсе. Одним из авторов документа, предусматривающего штраф, равный десятикратной стоимости перелета, так же был Игорь Ананских.