Дешевый тариф. Госдума разрешила продавать невозвратные билеты на поезда
Госдума России приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, устанавливающий сниженные тарифы на поезда дальнего следования при покупке невозвратных железнодорожных билетов. Об этом говорится в материалах, размещенных в системе обеспечения законодательной деятельности.
Документ вносит поправки в «Устав железнодорожного транспорта РФ», которые дают возможность физическим лицам приобретать проездные документы в поезда дальнего следования по сниженным тарифам, которые «предусматривают условие о получении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета)».
Речь идет о том, что пассажир сможет вернуть деньги за неиспользованные билеты «только в случае внезапной болезни пассажира или совместно следующего с пассажиром члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (усыновленного), смерти члена семьи либо травмирования пассажира в результате несчастного случая, подтвержденном соответствующими документами».
Возврат невозвратного билета будет возможен также при отмене отправления поезда, при задержке отправления поезда либо же при невозможности предоставить пассажиру места, указанного в билете.
Новый федеральный закон в случае его одобрения Советом Федерации и подписания президентом России вступит в силу с 1 января 2019 года. И тогда пассажир сможет выбирать: приобретать обычный билет или невозвратный.
Лежал закон, никого не трогал
Дискуссии о необходимости принятия закона о невозвратных билетах на поезда велись несколько лет. Летом 2011 года Федеральная пассажирская компания (ФПК) обратилась в Минтранс с предложением отменить возврат билетов, купленных по низкой цене. Гендиректор ФПК, вице-президент РЖД Михаил Акулов тогда связывал это предложение с запуском программы лояльности компании и предполагал, что оно не будет распространяться на регулируемые тарифы.
Проект закона о введении невозвратных билетов был внесен правительством России в Госдуму три года спустя, в 2014 году. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, изменения в статью 83 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» были подготовлены «в целях создания условий для снижения стоимости железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании по территории Российской Федерации».
Авторы законопроекта тогда подсчитали, что потери перевозчика в доходах от возврата билетов не компенсируются взиманием сбора за возврат. В 2012 году, например, было возвращено 2 437 668 билетов в вагоны купе и СВ. Доходы от возврата составили 344 млн рублей. При этом перевозчик при возврате выплатил в 13 раз больше — 4,503 млрд рублей (с расчетом по средней доходной ставке).
В пояснительной записке подчеркивалось, что выгоду от применения нерегулируемых тарифов получат в первую очередь пассажиры, которые могут заранее спланировать свое путешествие, поскольку так называемые невозвратные билеты всегда дешевле, нежели обычные. «Будет создан новый сегмент доступных тарифов, которые привлекут новых пассажиров», — отмечалось в документе.
В финансово-экономическом обосновании для законопроекта подчеркивалось, что принятие нового закона «не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета».
В первом чтении законопроект был принят в марте 2015 года. Согласование поправок продолжалось три года.
Действующий «Устав железнодорожного транспорта РФ» дает пассажиру возможность без объяснений сдать билет на поезда дальнего следования. При отказе от поездки не менее чем за восемь часов до отправления поезда со станции посадки пассажиру возвращается полная стоимость проезда (билет плюс плацкарта), но взимается сервисный сбор в размере 192,7 рубля, уточняется на сайте РЖД.
При возврате билета позднее чем за восемь часов до отправления поезда пассажиру возвращается полная стоимость билета и 50% стоимости плацкарты. При сдаче билета менее чем за два часа до отправления поезда пассажиру возвращается только стоимость билета (не возвращается полная стоимость плацкарты).
Российские авиакомпании имеют возможность продавать невозвратные авиабилеты уже несколько лет. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в августе 2013 года. Уже в апреле 2014 года президент Владимир Путин подписал законопроект о поправках в Воздушный кодекс России. В конце июня 2014 года авиаперевозчики получили право продавать авиабилеты по «невозвратным» тарифам.
Осенью 2017 года авиакомпании также получили право продавать авиабилеты по невозвратным тарифам без включения в их стоимость провоза багажа.