К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Секреты Лос-Анджелеса: как сделать Олимпиаду прибыльной

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Афины-2004 и Рио-2016 нанесли экономике стран-организаторов серьезный урон, а инициаторы заявки Лос-Анджелеса на Игры-2028 уверены, что у них получится заработать на Олимпиаде

Международный олимпийский комитет переживает не лучшие времена. Главную спорторганизацию мира терзает не только глубокий политический кризис, но и кризис концептуальный. Все больше стран видит в Олимпиадах малополезную игрушку, которая раздражает местных жителей, проматывает средства налогоплательщиков и приносит лишь краткосрочную PR-пользу. «Игры превратились в расточительство денег, где экономическая составляющая идет впереди праздника для людей… Для меня совершенно неправильно, когда заявку на проведение турнира могут подать лишь две страны… Стоимость Олимпиад нужно снижать», — так недавно высказался норвежский топ-биатлонист Йоханнес Бо, и подписаться под его словами готовы многие.

За право провести главные спортивные старты четырехлетия уже не бьются в кровь. Все наоборот: найти желающих организовать дорогостоящее событие все меньше. И поводом для снятия заявки все чаще становится общественность: местные жители не желают, чтобы мегасобытие нарушало их привычный ритм — они не хотят пробок, повышенных мер безопасности, бесконечных строек и прочего форс-мажора.

При определении столицы Игр-2020 долго думать не пришлось. На фоне Мадрида (просевшая экономика, большая безработица, проблемы с самоопределением Каталонии и Страны Басков) и Стамбула (Эрдоган, гонения несогласных, теракты и близость к границам ИГИЛ) Токио выглядел единственным достойным кандидатом.

 

Борьба за право провести зимнюю Олимпиаду-2022 больше напоминала поддавки. Осло, Краков, Стокгольм и Львов снялись один за другим. В итоге выбирать пришлось между Пекином и Алматы — явно не теми кандидатами, которых хотел видеть МОК в финальном голосовании. Предсказуемо победил Пекин.

Игры-2024 — примерно та же картина: не желая дразнить избирателей и прожигать бюджет, от олимпийских проектов отказались Гамбург, Бостон, Рим и Будапешт. Но финал все равно выглядел хорошо: Париж против Лос-Анджелеса, две самые сильные заявки за последнее время.

 

В МОК поняли, что в такой ситуации отказывать кому-то будет неправильно. И приняли логичное решение: тот, кто не получит летнюю Олимпиаду-2024, автоматически проведет следующую — в 2028-м.

В итоге ближайшие Игры достались Парижу. А у Лос-Анджелеса есть беспрецедентно много времени на подготовку — 11 лет. Никогда в истории хозяева Игр не узнавали о них настолько заранее. И только в 1921 году сразу две Олимпиады были распределены одновременно: Париж-1924 и Амстердам-1928.

На первый взгляд может показаться, что это преимущество — можно точно все успеть, не придется волноваться, докрашивать в последний момент и придумывать концепции на ходу. Но с другой стороны, за 11 лет произойти может все что угодно.

 

Аналитик Forbes Филип Бонди в качестве возможных сценариев указывает возможные бойкоты со стороны России (СССР и некоторые страны Варшавского договора на предыдущие Игры в Лос-Анджелесе в 1984-м не поехали) и проблемы с мусульманским миром (что если гражданам некоторых африканских и ближневосточных стран будет отказано в американских визах?).

К тому же, кроме политики, всегда есть экономика: мировой или локальный американский кризис может поставить крест на надеждах доходных Игр. Ну и нельзя исключать фактор природных катаклизмов: Калифорния — сейсмически и пожароопасна.

В конце концов что будут думать городские власти об этой идее через пятьлет? Эрик Гарсетти, нынешний мэр города и главный инициатор проекта, останется на своем посту максимум до 2021-го. А что потом?

И все-таки сторонники заявки уверены: у Лос-Анджелеса получится.

Тройной успех

Лос-Анджелес станет третьим (вслед за Лондоном и Парижем) городом, в третий раз принимающим Игры. Калифорнийский мегаполис может похвастаться удивительным результатом: два прошлые Олимпиады там оказались прибыльными.

 

О 1932-м судить трудно: экономическая модель у Игр была другой. Тем не менее официально они принесли чистую прибыль в $1 млн. Даже по нынешним меркам сработать «в плюс» — большой успех.

Олимпиада-1984 и вовсе стала революционной во многих аспектах. Прежде всего в финансовом — $225 млн прибыли! На тот момент результат просто феноменальный. Ведь предыдущая попытка заработать на аналогичном событии в Монреале в 1976-м обернулась долгом в $1,5 млрд, который город выплачивал до 2006 года!

Да и вообще особых сантиментов по поводу Игр у американских налогоплательщиков не было никогда. Зимняя Олимпиада-1976 изначально досталась Денверу, но на городском референдуме план финансировать Игры из бюджета провалился. В итоге они прошли в Инсбруке. Австрийцы не подавали заявку, но согласились выручить МОК. Благо после зимних Игр-1964 у них имелись и опыт, и инфраструктура. Кстати, в 1984 году Лос-Анджелес соперничал за Олимпиаду только с Нью-Йорком, заявку которого в итоге на национальном уровне решили отозвать.

Ключевым отличием вторых лос-анджелесских Игр от всех предшественников стала структура управления. Впервые в истории в роли спонсора и организатора выступило не государство. Глава оргкомитета Питер Уберрот руководил им как корпорацией. Собственно, это и была корпорация — с советом директоров из местных бизнесменов. Инвесторами выступили частные спонсоры и телевидение. АВС заплатил $225 млн за телеправа, что помогло получить значительную часть средств на организацию.

 

Предприниматели умели считать деньги. Они уложились в бюджет $413 млн и в конце финансового года подсчитывали прибыль. Журнал Time даже назвал Уберрота человеком года.

На всем готовом

Игры-2028 должны стать прибыльными благодаря похожей модели. Организаторы собираются абсолютно минимизировать траты. Вплоть до того, что откажутся от строительства полноценной олимпийской деревни. Основную массу спортсменов предлагают разместить в кампусах университетов: Южной Калифорнии и Калифорнийского (там жилплощадь для студентов решили увеличивать еще до того, как город выиграл Олимпиаду).

Новых спортивных объектов создавать также не планируют. По максимуму будет использована имеющаяся инфраструктура. Разумеется, придется построить несколько временных сооружений. Но они будут финансироваться из частных источников, а затем будут работать на инвестора (без документов о будущем использовании строить не дадут).

В инфраструктуру планируется вложить всего $1,2 млрд — смешные по меркам американского спорта деньги. Новый стадион клуба НФЛ «Атланты Фэлконз» оценивается в $1,6 млрд, а на новую арену для футболистов «Лос-Анджелес Рэмс» уйдет $2,66 млрд.

 

Учитывая, что в Рио-2016 было потрачено вдвое больше, чем планируется в Лос-Анджелесе (а в Сочи — в 10 раз), можно сказать, что и на этот раз бизнесмены побеждают излишества.

Церемонии открытия и закрытия обойдутся в $177 млн. Нового стадиона не будет: торжества пройдут на «Колизее» — том самом, что принимал аналогичные мероприятия в 1932 и 1984 годах. Его и так собирался реставрировать Университет Южной Калифорнии (на $500 млн). С Олимпиадой расходы увеличатся еще на $300 млн, которые доплатит оргкомитет.

Чем строить плавательный бассейн с нуля, решено временно переоборудовать под него футбольный стадион (это обойдется в $100 млн). Остальные объекты почти готовы. The Galen Center примет боксеров, Shrine Auditorium — тяжелоатлетов, Staples Center (дом «Лэйкерз» и «Клипперз» из НБА) — баскетбол и гимнастику, Nokia Theater — фехтование, Pauley Pavilion станет второй баскетбольной ареной, Rose Bowl (там играли финал чемпионата мира — 1994) — футбольный финал, LA Forum — волейбол, StubHub Center (здесь играет клуб МЛС «Лос-Анджелес Гэлэкси») — регби и теннис, Drake Stadium — хоккей на траве. Все, чего не будет хватать для размещения спортсменов, будет построено на частные деньги и впоследствии отойдет инвестору для реализации.

Важный момент: американцы вовремя поняли, что МОК заинтересован в немедленном решении вопроса с Играми-2028, торговались с позиции силы и продавили ряд своих условий. Например, оргкомитету разрешено продавать спонсорские пакеты, от которых откажутся партнеры МОК, на территории США. МОК инвестирует в проведение Олимпиады $1,8–2 млрд (в зависимости от того, как щедры будут спонсоры).

 

Авансом (впервые в истории!) оргкомитет получит $180 млн компенсации за дополнительные четыре года работы и $160 млн на детско-юношеские спортивные программы. Обычно эти выплаты производятся после Игр.

Итоговый протокол

Изначальный бюджет Игр-20128 равнялся $4,6 млрд и предполагал доход в $161 млн (для сравнения: Париж планировал потратить $3,4 млрд на проведение и еще $3,2 млрд на инфраструктуру сверху). Однако затем лос-анджелесская цифра была скорректирована до $5,3 млрд. При этом, по оценке LA Times, спонсоры принесут оргкомитету почти $2 млрд, а продажи билетов — $1,47 млрд. Игры всячески подчеркивают свою экономичность. В отсутствие официального слогана словами-символами вполне могут стать «лоу-кост» и «лоу-риск» — так описал заявку Legislative Analyst's Office штата Калифорния (госорган, помогающий правительству штата принимать решения).

Картинка довольно радужная. Но не стоит забывать, что адекватно оценить затраты на Игры заранее очень трудно. В 1996-м в Атланте планировали потратить $1,2 млрд, в итоге вышло $3,6 млрд. В Сиднее — $3,2 млрд, а пришлось платить $6,9 млрд. Ванкувер обошелся в $7,6 млрд вместо $2 млрд запланированных. В Афинах изначальный бюджет был превышен в четыре раза, в Пекине — в два с лишним, в Лондоне — в три с лишним. Не говоря уже про Сочи.

Точнее всего попал в бюджет Солт-Лейк-Сити-2002: планировали потратить $2,4 млрд, в итоге вышло всего на $100 млн больше. Начиная с 1960 года все Игры превышали бюджет, даже если в итоге оказывались «в плюсе».

 

Чистая прибыль? Некоторые аналитики считают, что выход «в ноль» уже будет весомым достижением. Некоторые предсказывают операционный плюс в $400–500 млн. При этом не придется делиться доходами с МОК — результат еще одного успешного торга (остальные отдают 20%). Но и «минус» тоже вполне возможен.

Оргкомитет Игр-2028 планирует заложить в бюджет почти $500 млн запаса, который можно будет потратить в чрезвычайной ситуации. Еще $270 млн согласился в случае необходимости выделить штат. Но и это только одна из возможных оценок. Будущего не знает никто.

Тем более что главного — чистового бюджета — организаторы пока не опубликовали (он появится только в 2019-м). И это один из пунктов обвинений со стороны активистов из NOlympics — организации, которая борется против Игр в Лос-Анджелесе: как можно было согласиться на эту «авантюру по черновикам»?

Они утверждают, что транспортную систему можно усовершенствовать и без Олимпиады (это, кстати, действительно давно запланировано), а Игры только помогут замаскировать проблемы — экологию, преступность, нищету.

 

Но вряд ли их будут слушать всерьез. Просто потому, что в прошлый раз у Лос-Анджелеса все так блестяще получилось. К тому же последние опросы показали: более 80% жителей города поддерживают Олимпиаду.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+