Для неспециалистов макроэкономика воплощает собой смертную скуку. А для погруженных в нее людей нет занятия более увлекательного, чем макроэкономическое прогнозирование. Макроэкономика считается разделом общей экономической науки, однако на самом деле она представляет собой экономику в чистом, дистиллированном виде, без примесей и лишних добавлений. С одной стороны, в основе своей она довольно проста и основывается на нескольких базовых закономерностях. С другой стороны, ее сущность призрачная и ускользающая, так что следование за ней захватывает навсегда и с головой.
Задача макроэкономики в том, чтобы понять законы производства и потребления товаров и услуг, а также построить модели этого процесса. Однако сами модели – не самоцель, а инструменты управления и прогнозирования в этих очень важных областях человеческой жизни. Специалисты по макроэкономике есть в госорганах, в любой крупной компании или банке, где они относятся к высокооплачиваемой профессиональной элите. Однако каких-то особых, прорывных успехов макроэкономика пока не достигла, иначе бы не было больше никаких экономических кризисов. Тем более таких разрушительных, как кризис 2008 года.
В коллекции Всемирного банка собрано более 1500 социально-экономических индикаторов по каждой стране мира. Специалистам достаточно трудно понять, какие из них больше влияют на развитие производства, а потом еще надо смешать ингредиенты в правильной пропорции по специальной зависимости, чтобы построить математическую модель. Словом, алхимия в чистом виде. Философский камень макроэкономистам пока получить не удалось, хотя какие-то успехи, безусловно, имеются.
Отсутствие надежных и общепринятых среднесрочных экономических прогнозов на срок от нескольких месяцев до года, создает условия для активности финансовых спекулянтов. Под Новый год, например, были заметны признаки того, что они сбиваются в стаи для повторения традиционной русской забавы — катании на горках в паре рубль/доллар. Зимой 2015 и 2016 года ведь удалось прокатиться вверх-вниз, заработав на этом бешеную доходность.
Желание приоткрыть будущее — одна из самых главных человеческих потребностей. Так что же будет с производственными силами нашей страны?
Точнее всего получаются прогнозы по показателям, которые не могут двигаться под влиянием финансовых рынков. Это касается, например, реальных зарплат россиян. На интервале в год вперед довольно сложно точно попасть в цифру роста реальных зарплат, зато в знак макроэкономисты попадают с вероятностью более 90%. Так, расчеты показывают, что в нашей стране до осени нынешнего года реальные зарплаты будут расти со значительным темпом.
Причем перспективы устойчивого роста реальных зарплат и, соответственно, потребительской активности на ближайшие месяцы лучше всего видны в Крыму. Что понятно — сейчас уже началась подготовка к туристическому сезону, который обещает быть особо удачным в связи с завершением постройки моста с материка. Обращает на себя внимание, что Москва и Санкт-Петербург не относятся к числу лидеров потребительских настроений, а значит, там сложно ожидать заметного роста реальных зарплат.
Мы не ждем заметного роста инфляции в ближайшие месяцы. Вероятно, до конца года она останется на невысоком уровне, менее 4%. По-прежнему достаточно высокими остаются ожидания относительно роста ВВП в первом полугодии 2018 года — до 3-4% или даже более того.
Сделанные нами ранее прогнозы относительно устойчивости курса рубля по отношении к доллару, а также цен на нефть, оправдались на практике. Мы и далее рассчитываем на стабильный рубль при поддержке устойчивых и достаточно высоких цен на нефть. Оптимистические настроения на мировых инвестиционных рынках будут и далее поддерживать нефтяные цены на нынешнем уровне, достаточном для обеспечения поддержки экономического роста в стране.
Ну в общем, как-то так получается. Если наши кости и маятники не врут, страну ожидают довольно спокойные и благополучные полгода-год.