К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Реформа здравого смысла. Зачем разделять автомобилистов на любителей и профессионалов

Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Минэкономразвития выступило против реформы, подразумевающей разделение водителей на любителей и профессионалов. Однако этот законопроект Минтранса — попытка вернуть здравый смысл в сумбур нынешнего автообразования

Так все-таки, водитель автомобиля — это профессия? Странный вопрос — ответит вам любой. Сама по себе постановка вопроса вызывает недоумение, поскольку ответ очевиден. Если человек работает водителем, значит он профессионал. А если водит автомобиль только для удовлетворения своих личных целей, тогда нет. Элементарный здравый смысл. Своими руками строящий себе дачный домик, еще не строитель.

Сваривающий у себя в сарае две железяки, еще не сварщик, человек досконально знающий все возможности компьютера и его операционной системы, еще не программист. Почему же в последних случаях сие очевидно не вызывает вопросов, а в отношении определения того, кто же является водителем-профессионалом, а кто нет, разгорелись жаркие споры между серьезными государственными институтами и разрешение его вынесено на самый верх, аж на уровень первого вице-премьера?

По легкому пути

Позволю предложить свою версию объяснения. До 1968 года органами МВД выдавались водительские удостоверения шофера-любителя с одновременным проставлением штампа «Без права работы по найму», а затем, после стажировки, набора стажа, присвоения класса, выдавалось удостоверение шофера-профессионала. В 1968 году СССР присоединился к Венской Конвенции о дорожном движении, которая устанавливала единые для всей Европы требования к водительским удостоверениям. Так в нашей стране исчезло понятие шофер-любитель. Исчезло из документов, но не из сознания людей.

 

Шло время. Европа добилась значительных успехов в борьбе за безопасность дорожного движения. Мы в это время откровенно топтались на месте. Да и сейчас находимся в положении весьма незавидном, занимая по этому показателю последнее Европейское место в компании с Украиной, Молдовой, Албанией и Румынией. В общем-то позор. Руководство страны требовало немедленного прогресса в этой области. Нужно было что-то делать. Быстро построить хорошие дороги нереально. Ужесточить контроль на дорогах — затратно, да и хлопотно. Воспитывать население в уважении к ПДД — явно нереалистичная в условиях всеобщего правового нигилизма, задача. Стоп. А что у нас с подготовкой водителей? Вот же где неисчерпаемые резервы. Плохо подготовленные выпускники автошкол — вот наша основная беда. Вот что можно без особенных усилий улучшить, углубить, подтянуть, поправить. Надо только приказать автошколам повысить уровень подготовки и цель будет достигнута.

И никого не смущала статистика, говорящая, что только 12-14% ДТП совершаются начинающими водителями, а 86-88% по вине водителей с 5-ти летнем и более стажем. Главное, что виновник всего и вся был назначен, а дальше вступила в дело привычная демагогия. Все это напоминало известный советский анекдот: — «Армянское радио спрашивают: — Скажите, какой съедобный продукт самый опасный?  — Огурцы, отвечает армянское радио. — Почему? — Так ведь все, кто ел огурцы, потом умерли». Так и здесь. Все, кто попал в ДТП, когда-то прошли через автошколу. Напрашивается цитата из Жванецкого: «Может что-то в консерватории подправить?»

 

А что ж не подправить? Легко. Давайте поднимем подготовку всех водителей еще в автошколе до уровня профессионалов. Объявим всеобщее профессиональное обучение. Все будут классными мастерами сразу после автошколы. Нам еще Европа позавидует.

Сказано — сделано. В 2013 году в Закон «О безопасности дорожного движения» была внесена специальная статья, которая так и называлась «Условия получения права на управление транспортными средствами», которая начиналась словами: «1. К сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение».

И все бы ничего, да только в соответствии с другим законом — «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное обучение заканчивается обязательным присвоением профессии, в данном случае профессии «водитель». И неважно — будешь ты работать водителем, или будешь только возить тещу на дачу. Все равно — водитель-профессионал. Может работать в этом качестве. Ах нет, извините, не может. Он, хоть и водитель-профессионал, а водительского удостоверения у него еще нет. Его еще только можно допустить к экзаменам в ГИБДД. А там, сдаст их водитель-профессионал или не сдаст — это уж как пойдет. Может так и останешься водителем-профессионалом без водительского удостоверения. Но, допустим, все хорошо, профессия есть, экзамены в ГИБДД сданы. И возникает вопрос. А не страшно ли вам, уважаемые граждане, доверить свою жизнь такому только что окончившему автошколу «профессионалу» за рулем автобуса? Или такси? Или просто проезжающего по двору мусоровоза?

 

Несусветная глупость нововведений 2013 года была очевидна всем, кроме его авторов, но, поскольку оно подавалось под лозунгом борьбы за безопасность на дорогах, все возражающие автоматически зачислялись чуть ли не враги государства, не желающие своей стране светлого будущего. И, естественно, их аргументы отметались с порога.

Вернуть как было

Прошло 4 года. Выяснилось, что вся так называемая «профессиональная подготовка», по сравнению с ранее существовавшей, свелась в основном к принудительному изучению предметов «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом«; и «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом» общим объемом 14 учебных часов. Естественно, абсолютное большинство слушателей автошкол эти занятия напрочь игнорировали. Но на бумаге все выглядело пристойно, начальству отрапортовали, что все хорошо. Вот только лучше на дорогах не стало. И поняло начальство, что допущена стыдная ошибка и повелело, наконец, всерьез разделить водителей на профессионалов и просто пользователей автомобиля. Даже определение внесли в закон «О безопасности дорожного движения»: «водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя».

Кстати, в Европе, у которой нам не грех поучиться достижению высокого уровня безопасности на дорогах, категорически запрещена профессиональная деятельность водителя без соответствующего серьезного дополнительного, по сравнению со всеми остальными, обучения и без соответствующей аттестации.

Так что, происходящая сейчас попытка разделить водителей на две категории — профессионалов и пользователей, это просто попытка вернуться к здравому смыслу. Инициативу, что абсолютно логично, взял на себя Минтранс. Обратите внимание. Против выступают только авторы пока еще действующего сейчас положения – Минобразования, так называемая «Межрегиональная ассоциация автошкол» и, частично, ГИБДД. Все остальные, в том числе и «Национальный союз ассоциаций автошкол» — за.

Вот и газета «Коммерсант», поместившая обзорную статью под заголовком «Минэкономики тормозит реформу транспортной отрасли», на самом деле в тексте упоминает, что документ «концептуально» поддерживается упомянутым ведомством. А что касается конкретных замечаний по порядку реализации предложений Минтранса, так для того и вынес Минтранс свое предложение на публичное обсуждение, что безусловно делает ему честь. Остается надеяться, что здравый смысл, вкупе с тщательной проработкой предложения Минтранса возобладает.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+