Российскую систему подготовки водителей ждет масштабная реформа: министерство транспорта подготовило проект изменений в закон «О безопасности дорожного движения». В соответствии с ним, автомобилисты будут поделены на любителей и профессионалов — только последние смогут работать в сфере коммерческих перевозок.
«Подобное разделение общественные организации предлагают больше десяти лет. То, что Минтранс – своим весом – сейчас пытается это продавить, новость, конечно, положительная, — рассказал Forbes член правления НП «Московские областные автошколы» Владимир Виноградов. — Кстати, в СССР такое разделение существовало: в любительских правах стояла отметка «без права работать по найму».
По мнению председателя правления НП «Гильдия автошкол» Сергея Лобарева, грядущие изменения — это компенсация ошибок предыдущей реформы автообразования, результатом которой стала череда ДТП с коммерческим транспортом: «Три года назад — без учета мнения профессиональной общественности — были введены программы для автошкол, смешавшие в кучу профессионалов и любителей. В результате, сегодня мы учим девушек устройству двигателя, а будущих дальнобойщиков — парковке легкового автомобиля. К сожалению, нелепость этого стала очевидна только после ряда резонансных аварий».
После того как нововведения вступят в силу, в водительском удостоверении будет ставиться отметка «код 95», подтверждающая профессиональную компетентность их обладателя. Эта форма утверждена директивой Европарламента и Совета ЕС, и является обязательной для коммерческих перевозчиков в Европе.
Новые компетенции появятся в России не раньше 2020 года, однако у экспертов пока нет понимания, как именно это произойдет. «Сомневаюсь, что в министерстве уже выработано четкое виденье этого. Повторюсь, что все действующие водительские удостоверения считаются профессиональными», — отметил Виноградов. По словам Лобарева, Минтранс намерен создать рабочую группу, в которую войдут представители автошкол: «Мы подумаем как сгладить переход к новой системе. Скорее всего, действующим водителям коммерческого транспорта придется пройти курсы повышения квалификации».
За державу обидно
Новые программы будут разработаны Минобрнауки в течении года после вступления изменений в силу. «Будет создана некая базовая программа для всех, а дальше спецификации в виде отдельных курсов. Перевозка людей, грузов, международное сообщение, и так далее», — заявил Лобарев.
В результате, стоимость обучения для водителей-любителей снизится, ведь из их программы будет изъят «профессиональный» модуль. Стоимость и сроки подготовки профессионалов, наоборот, возрастут, особенно, если водителю потребуется овладеть несколькими спецификациями. «Требования к водителю городского грузовика и междугородней фуры отличаются, автобусы тоже бывают разными — маршрутными такси на десять человек и двухэтажными громадами», — подчеркнул председателя правления НП «Гильдия автошкол».
Он так же отметил, что реформа оставит автошколы без части прибыли — ведь профессионалов гораздо меньше, чем любителей: «Да, автошколы потеряют в деньгах. Положа руку на сердце, мы к этому готовы, потому что тут вопрос политический — сейчас за нашу систему подготовки просто стыдно, особенно перед иностранцами», — говорит Лобарев.
Последний раз система подготовки водителей в России реформировалась в 2014 году. Тогда были изменены учебные программы, а также существенно расширены требования к материальной базе автошкол. Результаты реформы эксперты признали неудовлетворительными. В частности, критике подвергается несбалансированность учебных программ. Так, всем без исключения кандидатам в водители, даже будущим мотоциклистам, приходится изучать правила перевозок габаритных грузов и охраны труда на транспорте.