География роста: как города России будут конкурировать с мегаполисами мира
Пару недель назад случилось — и прошло относительно незамеченным — довольно примечательное событие. Аналитики подразделения издательско- го дома Financial Times, компании FDIntelligence, презентовали свое очередное ежегодное исследование о наиболее перспективных с точки зрения развития бизнеса городах Европы — рейтинг «Европейские города и регионы будущего». И хотя лидирующие позиции Лондона по-прежнему не вызывают у специалистов каких-либо сомнений, Москва получила высокие оценки сразу в нескольких номинациях — оценки, подчеркивающие существенные достижения городских властей, хотя и указывающие на некоторые «проблемные точки».
Рейтинг FDIntelligence примечателен тем, что его составители принимают во внимание очень большое число разнообразных черт городской жизни — от количества новых бизнес-проектов, инициированных иностранными инвесторами до числа обучающихся в границах мегаполиса студентов, от стоимости жизни до удобства передвижения и экологической обстановки, от раз- витости информационной инфраструктуры до эффективности затрат, которые придется понести потенциальным инвесторам.
Участниками рейтинга в этот раз стали более трехсот городов с населением от 60 000 до 15 миллионов человек, а также около ста регионов, положительно зарекомендовавшие себя в последнее время с точки зрения бизнес-климата.
Точки роста и региональный потенциал
Общая российская картина выглядит очень показательно. С одной стороны, среди крупных европейских стран с более чем 30 миллионами жителей Россия представлена наименьшим числом городов и регионов — что в первую очередь отражает масштаб сосредоточенности потенциала страны в столице и ее окрестностях (на которых я позже остановлюсь подробнее).
Москва заняла высокую общую позицию в рейтинге, оказавшись на шестом месте (и заняв первую строчку в списке «городов будущего» Центральной и Восточной Европы) — однако уже в категории городов среднего размера (от 300 000 до 1 миллиона жителей) Россия в интегральном списке не представлена (тут Тюмень заняла 7-е место по оценке экономического потенциала, Калининград — 10-е место по эффективности издержек, или дешевизне ведения бизнеса, и Казань — 10-е место по стратегии планирования развития города, но это не позволило никому низ них пробиться в top-25).
То же самое относится и к регионам в целом: в рейтинге европейских макрорегионов Центральный федеральный округ занимает 13-е место, но как только дело доходит до средних (размера российской области) и малых регионов, Россия вновь исчезает с карты Европы, а лидерами выступают прежде всего провинции относительно недавно вступивших в Европейский Союз стран, Германии, Британии и Скандинавии. Иначе говоря, довольно беспристрастный взгляд со стороны подтверждает то, что мы сами хорошо знаем: Россия – это страна двух больших городов, уровень жизни и предпринимательский климат в которых сопоставимы с европейскими, и огромных территорий, которые в большинстве своем яв- ляются по мировым «меркам» неконкурентоспособными.
С другой стороны, стоит отметить, что Москва в новом рейтинге получила в целом очень высокие оценки — общее 6-е место поставило ее впереди не только Копенгагена, Стокгольма и Хельсинки, но даже Берлина и Франк- фурта. Фактор Москвы вывел ЦФО на 13-е место в «общем зачете» в региональном рейтинге, причём в числе первых пятнадцати оказались исключительно регионы наиболее благополучных стран Европы — от Швейцарии и Дании до Франции и Германии.
Стоит обратить внимание на то, чтó обеспечило высокие показатели Москвы — это прежде всего высокий уровень развития человеческого капитала и квалификация работников (2-е место), отк- рытость к нуждам бизнеса и благоприятствование предпринимательству (5-е место) и общий экономический потенциал и емкость местного рынка (6-е место).
Таким образом, можно сказать, что рейтинг FDIntelligence выглядит самым благосклонным к Москве на фоне всех крупных рейтингов, которые составляются широко признанными в мире консалтинговыми компаниями. Впечатляет и довольно уверенное укрепление позиций города в новом рейтинге: особенно по сравнению с отсутствием в первой двадцатке в 2015 году и с 12-м местом в 2016-м. При этом данный прогресс, судя по всему, не является следствием пиара — никаких рекламных описаний Москвы, в отличие от часто появляющихся в брошюре с презентацией рейтинга изложения преимуществ других городов, нет.
Критерии оценки
Успешное продвижение столицы к вершине рейтинга обусловлено, на мой взгляд, двумя группами причин. Во-первых, московские власти провели в последние годы большую работу по приближению города к европейским стандартам — тут можно прежде всего отметить усилия по благоустройству, упорядочению дорожного движения, улучшению организации работы общественного транспорта и системы парковок, развитию коммуникаций и внедрению современных информационных технологий.
Особенного внимания заслуживает оценка благоприятствования предпринимательству, которая в Москве резко выросла несмотря и на общее сокращение иностранных инвестиций в Россию, и на недружелюбный тон, в котором обычно высказываются относительно нашей страны западные аналитики и политические деятели. Я бы дополнительно отметил особенности московского бюджета, прочной основой которого выступает налог на доходы физических лиц (37,4% по итогам 2016 года, что сопоставимо с тем, сколько подоходный налог приносит в федеральный бюджет США и в несколько раз больше среднего для России показателя).
Конечно, можно понять составителей рейтинга, отметивших высокие цены на товары и услуги среди проблем, с которыми столкнутся приходящие в Москву иностранные компании (столица не попала в десятку по эффективности издержек; в этой части рейтинга на 8-й позиции расположился Санкт-Петербург, что, однако, не позволило ему войти в общий список лидеров), но эта проблема сегодня практически непреодолима, учитывая роль города в российской экономике и степень сосредоточения в нём людей с высоким уровнем материальной обеспеченности.
Во-вторых, Москва естественно выступает центром притяжения успешных россиян со всей страны, что формирует в городе европейские поведенческие практики и создаёт конкурентную среду, которую сложно предположить где бы то ни было ещё в России. Помимо того, что исторически в Москве сосредоточены и лучшие вузы, и ведущие учреждения культуры, и самые заметные интеллектуальные кадры, московские власти активно инвнстируют в образование, в том числе и в формирование «цифровых» навыков у моло- дого поколения. На базе ряда университетов, в том числе МГТУ, в последние годы открыты семь технопарков для школьников, где изучаются IT-решения, био- и нанотехнологии, промышленный дизайн, прививаются навыки 3D моделирования и компьютерной анимации. В московские вузы сейчас поступают совсем иные школьники, чем пять или десять лет назад, что и признается авторами рейтинга «городов будущего».
В мировом контексте
Назвав фактически впервые Москву глобальным городом, имеющим хорошие перспективы для развития, авторы рейтинга FDIntelligence тем самым неявным образом поставили вопрос о том, на чем это развитие может основываться в будущем. Хотя мы часто говорим, что Россия — европейская страна, главным выводом из изучения нового рейтинга становится скорее тезис о том, что Москва — это европейский город; и, соответственно, его миссия должна состоять в том, чтобы, ворвавшись в элитную группу мегаполисов, ис- пользовать появляющиеся возможности для того, чтобы подтягивать к европейскому уровню и прилежащие регионы, а в перспективе — и всю страну.
Это особенно важно сейчас, когда выработка и презентация такой стратегии может придать реальное смысловое наполнение московской мэрской избирательной кампании, которая по сути стартует сразу после завершения президентской. Мне кажется, что городскому правительству самое время приступить к выработке нового видения Москвы на конкурентной карте мира — коль скоро международное общественное мнение сейчас к этому готово (а в самом общем виде основной вывод рейтинга FDIntelligence сводится именно к этому).
Я, разумеется, не могу предсказать, будет ли такая стратегия предложена и на чем она будет основываться, но простая логика подсказывает, что коль скоро успех Москвы обусловливается и концентрацией человеческого и социального капитала со всей России, и «европеизацией» поведения жителей, и учетом в управлении городом лучших мировых практик, то, быть может, идеальным позиционированием столицы могло бы стать исполнение ею роли некоего «моста» между Россией и Европой. Ведь какой бы ни была поли- тическая конъюнктура, экономически, социально и культурно мы остаёмся одной цивилизацией — о чем, собственно, и свидетельствует новое исследование британских экспертов и его основные выводы.