Старые песни о главном. Как воплотить в жизнь экономические заветы Путина
Мы много раз слышали о том, какие проблемы есть в экономике России, каковы их причины и что нужно делать для улучшения ситуации. Из-за многократного повторения на различных форумах, будь то про-консерваторских или про-либеральных, слаще не стало, а проблемы закостенели, сформировали новую реальность, к которой началось привыкание. Президент считает, что это недопустимо. В этом с ним согласны и сторонники, и противники.
Как показывает практика, многие проблемы в стране не решаются, пока президент лично и публично не даст прямое указание. И даже майские указы... Будем надеяться, что высказанные в четверг президентом Федеральному Собранию идеи протиснутся без изъятий и искажений в операционную плоскость.
Среди многих тем, затронутых главой государства, выделяются те, что затрагивают большинство, если не всех жителей России. Так, разрастание и сохранение трудовой бедности — не новый для экспертного сообщества феномен — наконец-то прозвучал с самых высот. Это, безусловно, позитивный сигнал, который можно интерпретировать следующим образом: инфляцию мы обуздали, но не надо останавливать рост свободных располагаемых доходов населения.
В финансовом блоке правительства слишком много сторонников умеренной (на величину ИПЦ) индексации зарплат работников бюджетной сферы, как будто этого достаточно для повышения благосостояния. Может быть теперь мы сможем выйти из порочного круга индексации? Может быть теперь вопрос: «за что им (работникам) повышать зарплату, если цены не выросли?» не останется без ответа?
Однако нельзя снимать со счетов и тот факт, что будет справедливым «обменять» опережающий рост доходов работающего населения на рост производительности труда и вытеснение архаичной структуры занятости, на что президент тоже обратил внимание. Фактически было озвучен заказ-задание на приведение в соответствие сложившимся и перспективным условиям профессиональных навыков и компетенций тех, чью зарплату нужно повышать.
Демография и развитие
Весьма дискуссионным является посыл о необходимости повышения рождаемости в связи с тем, что «трудовых ресурсов просто нет» (цитата по Путину): работники нужны сегодня, а не через 18 лет, когда уровень автоматизации оставит в истории большое количество профессий и видов человеческой деятельности.
Поскольку до сих пор нет разумного ответа на вопрос, чем будут заниматься сегодняшние 70-75 млн занятых через 15 лет, то чем будут заниматься будущие поколения? Скольким людям и в каких профессиях сокращение угрожает уже сегодня? Хватит ли всем работы в будущем? Вряд ли мы так быстро придем к воплощению концепции гарантированного дохода… Вот только если удастся создать и поддерживать галоппирующий внутренний спрос.
Тогда нужны реальные шаги по перераспределению деловой активности «вглубь и вширь», в том числе и в сельскую местность, потенциал развития которой действительно огромный. Предложенная в этой связи президентом «масштабная программа пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов» вселяет оптимизм, если разрабатывать ее будут не кулуарно, а с привлечением всех заинтересованных сторон. Пока стратегическое планирование в России страдает именно тем, что многие программы пишутся наспех или неквалифицированными разработчиками.
Важной вехой на пути обеспечения экономического роста президент обозначил обеспечение «связанности» страны, для чего нужно «прошить» всю территорию России современными коммуникациями. А пока в отсутствие стабильного и дешевого интернета у нас Дальний Восток остается дальним, а Крайний Север — крайним. Известные со времен Великой Депрессии эффекты от строительства дорог президенту тоже известны.
Где взять деньги
Хватит ли на все это денег? Есть мнение, что да, если пересмотреть подходы к ценообразованию на строительно-монтажные и прочие работы, повысить прозрачность бюджетных расходов и, как говорят старожилы, не воровать. Российская Федерация — крупнейший в нашей стране хозяйствующий субъект. Ведущие мировые корпорации научились выявлять и пресекать хищения, а также возвращать утраченное. Научится и Россия.
Вполне возможно, о тектонических сдвигах в финансовой политике говорить еще рано, но предпосылки президентом обозначены: «нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост».
Если дело дойдет до решения, то вопрос повышения степени финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов сдвинется с мертвой точки. Главное, чтобы эта самостоятельность не обеспечивалась новыми налогами или повышением ставок имеющихся.
Очевидно, Путин говорит не о повышении налогов или введении новых. Хорошо бы, чтобы новое правительство вняло этим «золотым словам», как и словам про снижение бремени проверок бизнеса, которые должны стать исключением, а не правилом.
Социально-экономический блок послания по своему наполнению не вызывает противоречий. Однако он не содержит ответа на вопрос, кто и как будет это реализовывать. Понятно, что исполнительная власть — правительство. А кто именно…?