Алине Загитовой 15 лет — и сегодня она выиграла золото Олимпиады, Евгении Медведевой — 18, еще год назад все специалисты заранее отдавали олимпийскую победу ей, но сегодня она стала второй.
Произвольную программу девочки откатали нервно, но чисто — и получили абсолютно одинаковые оценки. Вот только после короткой Алина, исполнив более сложный набор элементов, лидировала с отрывом в 1,31 балла — и стала олимпийской чемпионкой. Женя Медведева, которая почти три года не проигрывала и была ориентиром для остальных — и для Загитовой в том числе, разрыдалась прямо на льду. Алина сдержанно улыбалась, увидев оценки соперницы, но в глазах, кажется, тоже блестели слезы.
И очень сложно представить себе, что в этот момент чувствовала Этери Тутберидзе — тренер обеих фигуристок. С Женей она работает с 7 лет, Алина приехала в группу Тутберизде на московский каток «Хрустальный» три года назад из Ижевска. И если Медведева всегда была «по-хорошему упертой» и сразу сошлась характером с тренером, то Алина поначалу относилась к тренировкам по-детски поверхностно, за что ее даже выгоняли из группы.
Теперь Загитова — чемпионка, но обещает кататься до следующей Олимпиады (прежняя ученица Тутберидзе — звезда Сочи-2014 Юлия Липницкая — завершила карьеру летом 2017-го, в 19 лет). А Медведева переваривает новые ощущения и уже думает о следующем важном старте — чемпионате мира: «Все идет по плану, спортивная жизнь долгая, я хочу продлить ее насколько это возможно и не собираюсь ничего менять».
Три безответных шайбы в ворота чехов, и в решающем матче Россия встретится с командой-сенсацией — сборная Германии в своем полуфинале победила канадцев 4:3. Золото разыграют в последний день Олимпиады – утром (по Москве) 25 февраля. В насыщенной субботней программе мужской лыжный марафон (50 км классикой — и тренер Юрий Бородавко считает фаворитом Александра Большунова), параллельный слалом в сноуборде (следим за Аленой Заварзиной и Уиком Уайлдом), дебют командных соревнований горнолыжников и финал у мужчин в керлинге.
Сколько стоит камень для керлинга?
Керлинг — один из самых старых видов спорта в олимпийской программе. Мужской турнир был в программе первой Зимней Олимпиады-1924 во французском Шамони. Победили тогда представители Британии. После, однако, олимпийскую карьеру керлинга поставили на долгую паузу – слишком мало стран практиковали игру. Еще в начале 60-х на чемпионат мира приезжали только две сборные – Шотландии и Канады. Но уже к 1990-м керлинг захватил всю Европу и Северную Америку, а также активно стал развиваться в Австралии, Японии и Китае. Федерация доказала, что керлинг вышел на мировой уровень, — и МОК в 1998 году вернул его на Олимпиаду.
Столь длинный путь керлинга к мировой популярности объясняется во многом его технологичностью. Во-первых, для игры требуется особый лед (только из очищенной воды, без примеси солей) и его специальная подготовка (чтобы поверхность получилась шероховатой). Во-вторых, нужны снаряды – камни, а они в керлинге тоже особенные. 70% из них выполнены из редких пород гранита с одного небольшого (99 гектаров) необитаемого шотландского острова Эйлса-Крейг. Произошедшее 60 млн лет назад вулканическое извержение сделало почти монополистами и точно миллионерами небольшую шотландскую компанию. Kays of Scotland, основанная в 1851 году, имеет исключительное право на добычу этого гранита. По словам главного специалиста и главы компании Марка Каллана, ежедневно на фабрике производятся 8-9 снарядов, стоимость которых в среднем составляет $600 за штуку. Это помогает компании ежегодно получать доход в $2 млн. Но больше всего Каллан гордится тем, что Kays of Scotland является единственным поставщиком камней для Олимпиады — и в 1924 году, и сейчас.
Почему вдруг такое почтение граниту с Эйлса-Крейг? Каждый керлинг-камень состоит из двух пород гранита. Основу делают из зеленого (Ailsa Craig Common Green), потому что он хорошо справляется с высокой конденсацией, а также достаточно крепок, чтобы выдерживать постоянные столкновения с другими камнями. А часть, которой камень скользит по льду, делают из голубого гранита (Ailsa Craig Blue Hone), обеспечивающего идеально ровное и плавное скольжение. Другие породы гранита хуже справляются с задачами, которые ставит керлинг.
Даже странно, что семья Кеннеди, владеющая островом Эйлса-Крейг более 200 лет, не претендуют на керлинг-доходы. Чтобы оставаться монополистами, Kays of Scotland платит лишь $43000 в год. Хотя именно добыча гранита происходит лишь раз в 10 лет, сразу на 2000 тонны. Сейчас островом факстически управляет Королевское общество по защите птиц, которому Кеннеди передали его в безвозмездную аренду до 2050 года. На Эйлса-Крейг обитают два редких вида морских птиц – тупики и олуши — и орнитологи, конечно, против добычи гранита, которая пугает птиц и негативно влияет на их размножение.
Так, добытого в 2013 году гранита хватит Kays of Scotland примерно до 2020 года. Но хватит ли этого мировому керлингу, который так бодро разваивается? Как вариант — есть еще один гранитный карьер, с менее ценными, но подходящими (с мелкой зернистостью и без содержания кварца) породами, в Уэльсе. Да и технологии не стоят на месте — и, возможно, вскоре появится первый искусственный камень. И тогда керлинг точно будет другим.