Расследование катастрофы Ан-148 в Подмосковье продолжается: комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступает к созданию трехмерной модели полета разбившегося борта RA-61704. При реконструкции будут учтены все факторы: трафик по маршруту движения воздушного судна, переговоры авиадиспетчеров, метеоусловия. Forbes обратился к экспертам, чтобы узнать, возможно ли появление новых версий случившегося на данном этапе расследования.
Согласно заявлению МАКа, расшифровка показаний параметрического бортового самописца выявила некорректную работу датчиков скорости самолета. Обогрев приемников полного давления (ППД) — трубки с датчиком внутри — не был включен, из-за чего прибор мог обледенеть. Если трубка замерзает полностью, то ППД показывает значение 0 км/ч, если частично забивается льдом — отображает некорректную скорость. Именно этим может объясняться расхождение показаний приборов в кабине, что заставило экипаж отключить автопилот и экстренно взять управление на себя.
Как рассказал Forbes глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, включение обогрева ППД является обязательной процедурой в любых метеоусловиях. На некоторых типах самолетов это происходит автоматически — в момент отрыва от полосы передней стойки шасси. «На самописцах отмечено, что в предыдущие 15 полетов обогрев ППД включался перед взлетом на исполнительном старте. А в 16 раз — нет. Надо выяснить: имел ли место дефект или что-то еще», — отметил он.
Гипотезы и подтверждения
По словам руководителя интернет-портала Avia.ru Роман Гусарова, 3D-моделирование является стандартной процедурой, кроме того она указывает на то, что расследование близится к концу: «Я не думаю, что появятся какие-то другие версии случившегося. Параметрический и речевой самописцы расшифрованы. То есть, речь идет об уже установленных фактах. Теперь их визуализируют, секунда за секундой воспроизводя положение самолета в воздухе и действия экипажа. Это все равно что оказаться в кабине пилотов: кто что сказал и что было предпринято при изменении скорости, высоты, тангажа самолета».
Фактически, теперь исследуется поведение экипажа, продолжил эксперт. «Почему они не справились с возникшей на борту внештатной ситуацией? Что заставило командира направить самолет к земле? 3D-моделирование должно дать ответы на эти вопросы, чтобы в дальнейшем можно было написать инструкции для пилотов», — добавил он, отметив, что полное расследование всех обстоятельств потребует от шести месяцев до одного года.
Схожего мнения придерживается и глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев: «С одной стороны, сюрпризы всегда возможны. С другой — даже самая надежная гипотеза должна быть должным образом подтверждена. Отмечу, что показания бортовых самописцев сами по себе не содержат никаких заключений. На основе их данных формируется рабочая гипотеза, но, чтобы говорить утвердительно, необходимо последовательно отвергнуть все другие гипотезы. Это может быть сделано при помощи как 3D-моделирования, так и выкладки фрагментов самолета».
Обломки разбившегося Ан-148 к настоящему моменту доставлены в Летно-исследовательский институт (ЛИИ им. Громова). Более 5000 фрагментов будут выложены в ангаре в соответствии с чертежами самолета.
«Зачем нужна выкладка: это позволяет установить, как все было на самом деле. Есть показания самописцев, но насколько точно эти приборы отражали ход событий? Действительно ли самолет снижался под определенным углом? Верны ли данные о скорости? С уверенностью об этом можно говорить лишь изучив фрагменты самолета», — рассказал Олег Пантелеев.
Катастрофа Ан-148 произошла 11 февраля. Самолет, принадлежавший «Саратовским авиалиниям», выполнял рейс из Москвы в Орск. Внештатная ситуация возникла на третьей минуте полета, к тому моменту Ан-148 набрал 1300 мвысоты, двигаясь со скоростью 470 км/ч. Произошло рассогласование приборных показаний скорости: показания на модуле командира падали (и опустились до 0 км/ч), на резервном, наоборот, нарастали — до 560 км/ч. Самолет был переведен в ручное управление и начал интенсивное снижение. Ан-148 врезался в землю под углом 30-35 градусов при скорости около 800 км/ч, погибли все находящиеся на борту. Катастрофа произошла деревни Аргуново и села Степановское Раменского района Московской области.