Горы и море. Как гостиницы Сочи конкурируют за российских туристов с Турцией
Гостиничный рынок Сочи в 2017 году продемонстрировал рост основных своих показателей, несмотря на пессимистичные прогнозы в связи с открытием Турции для русских туристов. Положительная динамика по итогам года сохранилась благодаря влиянию на рынок нескольких факторов.
В конце 2016 года возобновление чартерного сообщения с Турцией совпало с укреплением рубля. За первые три квартала 2017 года турпоток в Турцию (3,9 млн чел.) не только вернулся к показателям 2015 года (3,1 млн чел.), но и превысил его более чем на 25%. Фактически те туристы, которые выбрали Сочи в 2016 году из-за отсутствия альтернативного предложения, вернулись на привычные направления, и этот выбор был дополнительно простимулирован конкурирующей с Сочи стороной: для возвращения российских туристов операторы в Турции существенно снизили цены на турпакеты.
В дополнение к этому укрепление курса рубля по отношению к доллару в целом сделало предложения на заграничные туры, номинированные в валюте, более доступными и конкурентоспособными. По итогам первых трех кварталов 2017 года объем выездного туризма увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 27% и составил порядка 31 млн человек.
Итоговые показатели деятельности сочинского рынка гостиниц в 2017 году противоречивы. С одной стороны, средняя цена номера в качественных средствах размещения (3770 руб./номер) снизилась по сравнению с 2016 годом на 7,5%. С другой стороны, это снижение в значительной степени вызвано увеличением доли присутствия туроператора «Библио-Глобус» на рынке Сочи и началом его деятельности как гостиничного оператора (в начале 2017 года гостиница AZIMUT Hotel Sochi 3* сменила оператора, с середины года этот же туроператор эксклюзивно продает и апартаменты в горном курорте «Горки Город»).
Изменение стратегии продаж указанных гостиниц вылилось в смещение предложения в более экономичный, массовый сегмент спроса, что нашло отражение в снижении среднерыночной ставки. С другой стороны, эти изменения были компенсированы ростом загрузки, поскольку туристский оператор, выступая одновременно оператором отеля, загружал управляемый им номерной фонд практически на 100%.
Таким образом, общая по рынку загрузка качественных гостиниц Сочи составила 62%, что на 13 п. п. выше аналогичного показателя 2016 года. Как итог, доходность номера (RevPar) в 2017 году в среднем по рынку выросла по сравнению с 2016 годом на 17,5% и составила 2330 руб./номер. Для сравнения: столь высокие показатели роста RevPar на российском рынке продемонстрировал только рынок Санкт-Петербурга (+17,8% к итогам 2016 года или 3837 руб./номер). Московский рынок демонстрирует более скромные итоги: максимальные показатели прироста RevPar наблюдались в сегменте люксовых отелей и составили 6% (9362 руб./номер). В целом по рынку доходность номера снизилась на 1% (до 4779 руб./номер).
По нашим оценкам, без учета влияния, которое оказал на рынок туроператор «Библио-Глобус», средняя цена номера и средняя загрузка средств размещения в целом по рынку по итогам 2017 года скорее всего оказались бы примерно на уровне 2016 года.
Анализируя итоги 2017 года отдельно по кластерам гостиничного рынка Сочи и по категориям качественных средств размещения, следует отметить, что и в горном, и в морском кластерах средняя цена номера снизилась по сравнению с итогами 2016 года (исключением стали только гостиницы 4* в морском кластере, которые демонстрируют прирост ADR к 2016 году на уровне 12%).
На этом фоне загрузка гостиниц горного кластера демонстрирует рост по всем сегментам, в то время как морской кластер (без учета сегмента 3*) демонстрирует падение загрузки к результатам прошлого года.
На протяжении последних нескольких лет на курортах Красной Поляны количество гостей в летний сезон превышает количество посетителей в зимний сезон. И если в 2015 году «летних» туристов было в среднем на 20-25% больше, чем зимних, то по итогам 2017 года это превышение доходило до 60%. Рост популярности горного отдыха летом 2017 года обусловлен уже не столько возможностью сэкономить на размещении (как это было ранее), сколько возросшим спросом на широкий перечень услуг активного отдыха и развлечений в горах, которые уже сейчас предлагают курорты Красной Поляны. В среднем по году отели горного кластера были загружены на 60%, что на 13 п. п. выше итогов 2016 года. В целом, за последние три года «горный» субрынок демонстрирует устойчивые темпы роста загрузки.
На фоне снижения средней цены номера на 4% по сравнению с 2016 годом и указанного выше роста загрузки доходность номера в среднем по отелям горного кластера составила 2260 руб./номер, что на 20% выше итогов 2016 года (1880 руб./номер).
Гостиницы морского кластера смогли удержать и повысить загрузку 2016 года только за счет снижения стоимости размещения. Так, средняя по году загрузка морского кластера составила 63%, что на 13 п. п. выше итогов 2016 года. При этом средняя цена номера снизилась на 10% и составила 3650 руб./номер. В результате роста загрузки гостиниц кластера оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать снижение цены номера: доходность на номер снизилась на 8% и составила 1910 руб./номер.
Примечательно, что падение средней цены номера в отелях морского кластера по итогам года обусловлено снижением стоимости проживания в пиковый для кластера сезон — II и III кварталы, в том время как в I квартале 2017 года наблюдался прирост ADR к результатам 2016 года на 13%, а итоги IV квартала 2017 и 2016 годов примерно равны. Эти показатели свидетельствуют о том, что международная конкуренция оказывает высокое влияние на рынок и основная целевая аудитория курорта («пляжный отдых») по-прежнему остается высоко чувствительной к цене.
Основная задача 2018 года — удержать достигнутые показатели загрузки и на этом фоне достигнуть постепенного восстановления стоимости размещения. Крупные мероприятия, которые пройдут в 2018 году (в том числе этап Гран-при «Формулы-1», конкурс «Новая волна» и, конечно, чемпионат мира по футболу), безусловно, окажут положительное влияние на рынок, однако существенных изменений (на уровне динамики 2015/2016 годов) ждать не стоит.
В 2018 году продолжится конкурентная борьба не только с традиционными «дешевыми» направлениями «летнего» туризма (Турцией, Египтом, Тунисом и т. п.), но и с более дорогими европейскими курортами. Кроме того, летом 2018 года планируется открытие Керченского моста для автомобильного транспорта, соответственно, позиции Крыма укрепятся, особенно для гостей из ЮФО.