Пхенчхан-2018. Сколько зарабатывает самый высокооплачиваемый спортсмен Олимпиады
«Ты должна совершить подвиг», — сказали накануне лыжной эстафеты Анне Нечаевской и поставили 26-летнюю спортсменку, самую опытную в российской команде, на последний этап. В итоге подвиг совершили все четверо: Наталья Непряева постаралась убежать на старте, Юлия Белорукова сохранила лидерство, Анастасия Седова передала эстафету в трех десятых секунды от первого места, а Анна Нечаевской отвоевала место в тройке. Опередить российскую молодежь смогли только монстры – ставшая семикратной олимпийской чемпионкой Марит Бьорген из Норвегии и титулованная шведка Стина Нильссон.
Эстафетная бронза — 9-я награда команды OAR в Пхенчхане и первая за 12 лет медаль лыжниц из России в олимпийской эстафете. Других больших радостей российским болельщикам олимпийская суббота не принесла. Биатлонистка Татьяна Акимова расстреляла мимо все пять патронов на третьем рубеже масс-старта и заняла последнее место, фигуристы из России — 18-летний Дмитрий Алиев и 22-летний Михаил Коляда — пристроились в итоговом протоколе по соседству, на 7-м и 8-м местах соответственно. Не пробился в финал на дистанции 1000 м бронзовый призер Игр-2018 в шорт-треке Семен Елистратов.
В воскресной программе соревнований российским болельщикам стоит обратить внимание на лыжную эстафету — парни наверняка хотят повторить и даже превзойти результат девушек – и финал в лыжной акробатике. За медали будут бороться два атлета из России — Илья Буров и Павел Кротов. А пока Forbes предлагает отвлечься от соревнований и изучить бухгалтерию зимних видов спорта.
Сколько зарабатывают федерации зимних видов спорта?
Спонсоры делают весомый вклад в олимпийские прибыли. По данным МОК, 18% дохода за олимпийский цикл (зимняя и летняя Олимпиада) приносят глобальные партнеры. По ежегодной бухгалтерии в 2014 году спонсоры заплатили МОК $309 млн, а в 2016-м — $410 млн. В докладе за 2018 год суммы должны оказаться еще выше. Хотя список партнеров Олимпиады покинул McDonald’s, их количество возросло до 13 за счет подписания соглашений с Toyota, Intel и Alibaba Group.
Многие международные федерации зимних видов спорта тоже к Играм переподписали спонсорские контракты или заключили новые. И хотя во время олимпийских стартов все рекламные площади отданы только для партнеров МОК и местного оргкомитета, предолимпийские отборы увеличивают интерес аудитории, а значит и охват для спонсоров. Конечно, до миллиардов МОК или футбольных организаций зимним федерациям далеко, но и они заключают выгодные спонсорские сделки.
Так, баварская пивоваренная компания Erdinger Weißbräu заплатила Международному союзу биатлонистов (IBU) €1,5 млн за сотрудничество в сезоне 2017/18. Erdinger заинтересовалась биатлоном, когда начала побеждать Магдалена Нойнер, ставшая к концу карьеры двукратной олимпийской чемпионкой и 12-кратной чемпионкой мира. С личного контракта со спортсменкой компания со временем переключилась на партнерство с IBU. До сих пор на немецких этапах Кубка мира победители пьют на пьедестале из огромного бокала безалкогольное пиво этой марки.
Титульным партнером трех зимних федераций является немецкий автогигант BMW. С IBU немцы подписали спонсорский контракт в 2010 году и присоединили к названию Кубка мира свою аббревиатуру — получилось BMW IBU World Cup. Точно такая же приставка и у Кубка мира по бобслею и скелетону. За особый статус BMW доплачивает федерации (IBSF) €300 000. Сумма обычного контракта с главными, но не титульными спонсорами (моторные масла Liqui Moly, Gazprom) составляет, по информации Manager magazine, по €500 000 ежегодно. BMW платит порядка €800 000.
25 лет длится сотрудничество Международной федерации хоккея (IIHF) и Škoda, занесенное в книгу рекордов Гинесса как самое продолжительное партнерство. И рекорд еще нескоро сможет быть побит. Чешский автопроизводитель продлил контракт до 2021 года. Ежегодный рекламный охват Škoda в телевизионном эфире чемпионата мира по хоккею составляет порядка 1600 часов, в среднем 66% всего эфирного времени. Это стало возможным из-за оптимального размещения логотипа и рекламных растяжек бренда на аренах: логотип в центре ледовой площадки, на бортах, модели автомобилей по периметру зрительных трибун. А учитывая, что телевизионная аудитория за пять лет приросла на 30% и в 2017 году составила 1,3 млрд человек, а арены Кельна и Парижа, хозяев чемпионата, посетило 686 000 зрителей, понятно, почему Škoda и IIHF не собираются расставаться.
26% ежегодных доходов Международного союза конькобежцев (ISU) приходятся на спонсорские и рекламные соглашения: за 2016 год $7,1 млн из $27 млн. А в 2017 году ISU приобрел еще одного спонсора — Audi. И хотя пока только на один, олимпийский, сезон и только для одного вида спорта — шорт-трека, но пример многолетней (16 лет) верности Audi Федерации лыжного спорта (FIS), демонстрирует все шансы ISU обзавестись платежеспособным титульным партнером.
Кто самый высокооплачиваемый спортсмен в Пхенчхане-2018?
В мире экстремальных видов спорта есть две иконы. В скейтборде — это Тони Хоук, в сноуборде — Шон Уайт. Их знают даже те, кто никогда не увлекался этими видами спорта. Они медиаперсоны и ролевые модели для молодежи. Люди по всему миру смотрят трюки этих ребят и играют в именные видеоигры: Tony Hawk’s Pro Skater и Shaun White Snowboarding. Именно поэтому бренды так любят этих спортсменов.
Хоук, который на 20 лет старше Уайта, заметил 9-летнего Шона в скейтпарке (Уайт занимался и скейтбордингом), стал его учителем и помог освоиться в профессиональном спорте.
В итоге Шон превзошел своего наставника. Выиграл 15 раз X-Games (13 из них в сноуборде) — у Хоука 10 золотых наград. Также в резюме Уайта четыре Олимпиады, три из которых он выиграл (2006, 2010 и 2018). В Сочи-2014 Шон занял лишь 4-е место, расстроился, но извлек урок: «Произошло наихудшее, что я мог представить. Но жизнь продолжилась. Ты побеждаешь, проигрываешь, отступаешь назад, идешь вперед. И это вдохновляет».
Неудача вдохновила 31-летнего Уайта участвовать в четвертой Олимпиаде и меняться. К двум предыдущим Олимпиадам он готовился на личных хафпайпах. Перед Играми-2010 Red Bull был главным спонсором Уайта и построил ему хафпайп за $500 000. После контракт был разорван – и к Сочи-2014 Уайт готовился уже на хафпайпе от компании GoPro. Однако на пути к Пхенчхану Шон изменил подход: «Когда я стал старше, меня перестало заботить, что мои трюки может кто-то увидеть». Теперь Уайт готов вдохновлять молодежь не только в YouTube-формате и тренируется на одной базе с олимпийской чемпионкой Пхенчхана Хлоей Ким.
По данным портала GoBankingRates, на Играх2018 Шон Уайт является самым высокооплачиваемым спортсменом. Его капитал составляет $40 млн, а ежегодный доход порядка $8 млн. Большую часть приносят контракты со спонсорами. На данный момент Уайт сотрудничает с Beats by Dre (наушники), go90 (видео-стриминговый сервис), Halfpops (поп-корн) и уже 10 лет с компанией Burton (экипировка и борды), которая ежегодно приносит Уайту порядка $2 млн.
Выиграв золото в Пхенчхане, Уайт заявил, что хочет выступить на Летних Играх-2020. В олимпийскую программу добавили соревнования на скейтборде, где Шон тоже кое-что умеет и где у него есть лучший тренер в мире – давний друг и учитель Тони Хоук.