Количество пассажиров, пострадавших от задержек, отмен или овербукинга рейсов, соединяющих Россию со странами Евросоюза, в прошлом году сократилось почти на треть по сравнению с 2016 годом. Об этом свидетельствует статистика сервиса AirHelp (имеется в распоряжении Forbes): неудобства претерпели 28 188 человек, годом ранее — 36 951 пассажир.
По мнению основателя и генерального директора AirHelp Хенрика Зиллмера, положительная динамика объясняется тем, что россияне в последние годы стали реже летать в Европу: «Количество задержанных и отмененных рейсов сокращается. Такая динамика неудивительна в свете общего снижения перелетов в Европу, которые совершаются российскими авиапутешественниками. А эта отрицательная динамика, в свою очередь, объясняется, среди прочего, выросшим курсом евро — при выборе направления российские авиапассажиры, решающие отправиться в отпуск, стали чаще отдавать предпочтение странам, не входящим в Евросоюз», — рассказал он Forbes.
Согласно статистике, количество задержанных рейсов сократилось на 14% — с 456 до 392 в 2017 году. Чаще всего вылеты задерживались в летний период.
Как объяснил Forbes руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, это связано с сезонностью полетов: «Два фактора играют роль: пик перевозок приходится на вторую половину июня — сентябрь. До 2014 года, когда зимние перелеты в Египет пользовались большим спросом, все равно — 35% пассажиров выбирали для отдыха третий квартал. Другой фактор: чем выше нагрузка на инфраструктуру, тем выше вероятность какого-либо отказа».
Говоря о причинах задержек, эксперт заявил, что чаще всего они связаны с метеоусловиями или техническими неполадками: «Не обязательно у самолета серьезная неисправность — но, если сработала сигнализация, нужно все проверить. У сетевых авиакомпаний причин для задержек рейсов вообще великое множество: это и опоздания, накапливаемые бортами при оборотных рейсах. Это и большое количество пассажиров со стыковочных рейсов, которые, в свою очередь, тоже могут опаздывать».
Первые с конца
В «антирейтинге» AirHelp первое место заняла компания «Уральские авиалинии» — 59 задержек, затронувших 5053 пассажира. На втором месте Ellinair S.A. – 38 задержанных рейсов, 2953 пассажира. Следом идет British Airways: 23 рейса, 2366 пассажиров. Отметим, что «Аэрофлот», «лидировавший» годом ранее с показателем 195 задержанных рейсов, в нынешнем рейтинге переместился на четвертую строчку — всего 31 задержка, 2333 пассажира. Как рассказали Forbes в пресс-службе авиакомпании, в 2017 году сократилось количество отмен рейсов по техническим причинам, а также из-за забастовок или обеспечения мер безопасности в европейских аэропортах. «Уральские авиалинии», Ellinair S.A. и British Airways не ответили на запросы Forbes.
Отметим, что речь идет о воздушных маршрутах, попадающих под регламент Европейского Союза №261/2004. То есть, о рейсах, выполняемых российскими перевозчиками, и перелетам европейских авиакомпаний, в которых Россия может быть как отправным пунктом, так и пунктом прибытия.
«Регламент имеет фундаментальную ценность: он позволяет регулировать ответственность перевозчиков перед пассажирами. Авиакомпании, конечно, в любом случае стараются по максимуму выполнять свои обязанности перед клиентами, однако иногда случаются внештатные ситуации, и здесь на помощь пассажирам приходит закон», — отметил Зиллмер.
В соответствии с документом, в случае длительной задержки, отказа в посадке или отмене рейса пассажирам полагается денежная компенсация: €250 при полетах на расстояние до 1500 км; €400 – 1500-3500 км (сюда попадает большинство рейсов Россия-ЕС) и €600 для всех остальных перелетов. В регламенте оговаривается, когда компенсация пассажирам не полагается: если перевозчик уведомил об отмене рейса за 2 недели до вылета или если пассажиру предлагается альтернативный рейс.