Если почитать прогнозы шестидесятых годов — эры начала полетов в космос, о том, каким будет мир в 2000 году, ну или хотя бы через пятьдесят лет, то главная мысль футурологов крутилась вокруг выхода человека с Земли во Вселенную. Будущее представлялось в виде планомерного освоения околоземной орбиты, Луны, планет Солнечной системы.
Реальность показала, насколько убога фантазия фантастов. О роботах и звездолетах писали все, а вот до интернета не додумался никто. Дело даже не в скудности воображения, а в неспособности человеческого представления вырваться из привычной колеи.
Пилотируемые полеты оказались дорогим и в высшей степени затратным делом. Американцы поняли это к 1975 году, на шесть лет, до 1981-го, прекратив их. В 2011 году безо всякого сожаления NASA точно так же приостановило запуск астронавтов, пользуясь отныне для полетов к Международной комической станции российскими ракетами-носителями и кораблями.
Зачем нужен космос человеку
С точки зрения науки и технологий человеку в космосе делать нечего. Одной МКС вполне хватает, причем ею мало кто интересуется — назовет ли кто из читателей состав нынешней экспедиции на ней по памяти? К России и США присоединился Китай со своей пилотируемой программой, но он производит полеты раз в несколько лет.
Надо заметить, что на Западе государственные программы по освоению космического пространства представляли собой в известном смысле отклонение от традиции. Если обратиться к романам Жюля Верна и Герберта Уэллса, то их героями, обеспечивающими научный и технический прорыв, становились всегда частные лица — одиночки, одержимые либо злодейскими, либо гуманными замыслами, начиная с капитана Немо. И в реальности открытие Северного и Южного полюсов, покорение Джомолунгмы свершались не по заказу государства.
Илон Маск (чем не герой вышеупомянутых фантастов?) своей космической программой символизирует не только возвращение интереса к космосу, но и продолжение европейской традиции — частной инициативы в открытиях и путешествиях. Он перехватил инициативу в момент очевидного кризиса американской космической программы под руководством NASA. После высадки человека на Луну, после космических челноков, после достижения аппаратами всех планет Солнечной системы и телескопа «Хаббл» оказалось, что амбициозных целей, по сути, и не осталось. Полет человека на Марс слишком затратен, как и создание постоянной базы на Луне, о которых говорил еще президент Буш-младший. Даже проект «Орион», пилотируемого корабля следующего поколения, до сих пор в подвешенном состоянии. Поэтому нынешняя стратегия NASA — по максимуму отдать все на аутсорсинг, а самому выступать в роли распорядителя средств.
Космический бизнес
Впрочем, таковым оно и было все время своего существования, просто это тогда не так бросалось в глаза. Скажем, самую мощную в истории ракету «Сатурн-5» изготовляли три компании: «Боинг», «Норт Америкэн» и «Дуглас»; челнок в «Спейс шаттле» — «Рокуэлл», и т. д. Другой вопрос, что прежде NASA активно задавало стратегию и тактику, определяло приоритеты, вело конструкторские разработки, приобретало в собственность корабли и ракеты.
Теперь же Илон Маск сам от начала и до конца расставляет свои цели и является владельцем космической техники. Он показал себя в высшей степени целеустремленным и волевым лидером, умеющим добиваться результата, свидетельством чему — запуск Falcon Heavy, самой мощной частной ракеты в мире. Однако нынешний триумф не должен застилать нам глаза.
Во-первых, ставка в программе Falcon (а это и более легкие ракеты, такие как Falcon-9) на многоразовое использование компонентов. Такой подход, в свое время усиленно распиаренный, уже привел в итоге в тупик «Спейс шаттл». Экономия оказалась небольшой, а побочные последствия удручающими. Из пяти кораблей два были потеряны (вместе с экипажами). В то же самое время одноразовая технология советско-российской программы «Союз» себя полностью оправдала. Ракеты и корабли, созданные более пятидесяти лет назад (разумеется, с тех пор усовершенствованные) успешно запускают и ИСЗ, и экипажи на МКС, и без них американцы были бы сейчас как без рук. Конечно, посадка на площадку использованной ступени выглядит эффектно, но кто просчитал экономический эффект?
Во-вторых, восхищаясь и предпринимательскими талантами, и бизнес-предвидением Илона Маска, не стоит забывать, что основной его источник доходов в космосе — все то же NASA. С ним подписан контракт на $1,6 млрд на доставку грузов на МКС по программе Dragon, беспилотных кораблей, аналогов российского «Прогресса». Никакое частное лицо или частная фирма сегодня не в состоянии платить такие деньги. То же самое касается Orbital Sciences Corporation — соперников Маска по снабжению МКС, которые разработали корабль Cygnus. Тесная привязка в итоге к госбюджету остается.
В-третьих, космический рынок очень специфический. Перед нами есть свежие примеры миллиардеров Пола Аллена и Ричарда Брэнсона с их планами космического туризма, из которых пока ничего не вышло. Да, техника создана — SpaceShipOne и SpaceShipTwo, но полеты не выполняются. Даже в сфере запуска спутников конкуренция очень высока, а клиентов не так много. Есть и разнообразные политические риски. Можно вспомнить проект Sea Launch. Международный консорциум вложил почти $2 млрд (как минимум), а в 2014 году из-за событий на Украине он приостановился.
Разумеется, Маск за счет своего уникального таланта еще и пиарщика (один выбор названий чего стоит: Of Course I Still Love You и т. д.) пока успешно отвлекает внимание от проблем, заставляя миллионы зрителей во всем мире сопереживать онлайн-запуску своей сверхтяжелой ракеты. Возможно, не все так проблематично, и впереди у него новые достижения, в том числе давно обещанный частный запуск человека в космос.
Любопытно, что и Маск и Брэнсон не являются американцами по рождению. Возможно, тут сказывается эффект постороннего, когда человек — изначально чужак, прикладывает больше усилий для достижения результата. Америка в этом смысле — идеальная площадка для экспериментов. Не забудем, что ее ядерная программа делалась почти целиком руками эмигрантов. Но, учитывая стремительное развитие современного Китая, нельзя ли предположить, что в скором будущем и тамошним миллиардерам захочется выйти в космос? Вот тогда космическая гонка приобретет совсем иное измерение.