Госдума проголосовала за два законопроекта, внесенных 30 января 2018 года и подготовленных для реализации инициатив президента по продлению срока амнистии капиталов и безналоговой ликвидации.
Предыдущая амнистия капиталов проводилась в России с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года и предоставляла физическим лицам возможность добровольно задекларировать недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, счета в иностранных банках и контролируемые иностранные компании (КИК), что освобождало их от налоговой, административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, а также за неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в отношении указанных в декларации имущества (источников его приобретения), банковских счетов и КИК.
Один из законопроектов дает вторую жизнь Федеральному закону от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанный законопроект вводит второй этап декларирования с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года. При этом лица, которые представили специальную декларацию в ходе первого этапа добровольного декларирования, вправе повторно представить такую декларацию и воспользоваться новыми преимуществами, в том числе задекларировать счета, открытые до 1 января 2018 года, однако закрытые на дату представления специальной декларации. Специальную декларацию можно подать в любой налоговый орган или ФНС России по выбору декларанта.
Безналоговая ликвидация была введена в составе переходных положений при введении правил КИК и позволяла налоговым резидентам России (физическим лицам и организациям) в период до 1 января 2018 года ликвидировать КИК и получить имущество таких КИК без уплаты налогов (для физических лиц — за исключением денежных средств).
Второй законопроект продлевает срок «безналоговой ликвидации» до 1 марта 2019 года. Кроме того, предлагается освободить от НДФЛ доход, полученный физическим лицом при ликвидации КИК, теперь не только в натуральной, но и в денежной форме (законопроект предлагает распространить данное положение на правовые отношения, возникшие с 1 января 2016 года).
Новый этап амнистии капиталов, вероятно, будет пользоваться большей популярностью, чем амнистия 2015-2016 годов, в силу того, что с тех пор произошли важные изменения, значительно увеличивающие вероятность получения российскими налоговыми органами информации о зарубежных компаниях и счетах российских налоговых резидентов.
Так, Россия в числе 116 государств (в том числе многие традиционные офшорные юрисдикции) присоединилась к Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, позволяющей ей получать информацию от налоговых органов других государств-участников. В числе мер по реализации данной конвенции у России также появилась возможность получения информации о счетах как физических лиц — налоговых резидентов России, так и компаний, контролирующими лицами которых являются налоговые резиденты России, в автоматическом режиме. В настоящее время 73 государства активировали автоматический обмен с Россией, а первая информация в рамках автоматического обмена будет получена Россией уже в 2018 году.
Кроме того, многие государства, включая и традиционные безналоговые юрисдикции (Британские Виргинские Острова, Джерси, Гернси и др.), в соответствии со стандартами ФАТФ в настоящее время создают или уже создали реестры бенефициаров компаний, которые могут быть как публичные (например, публичный реестр бенефициаров компаний уже действует в Великобритании), так и непубличные. В рамках соглашений об избежании двойного налогообложения и Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам российские налоговые органы смогут получить информацию, содержащуюся в таких реестрах.
Таким образом, новый этап амнистии позволит многим российским бенефициарам офшорных структур «обелить» свои офшорные счета и компании в преддверии начала обмена информацией.