Городские перевозки — одни из самых сложных в транспортной логистике. Здесь прибыль напрямую зависит от времени нахождения машины в рейсе. Для осуществления междугородней перевозки можно потратить несколько дней, для внутригородских доставок нужно успеть посетить несколько точек в течение одних суток. И при этом необходимо прорабатывать разные варианты, сопоставляя маршруты по времени, геопозиции, сменности водителей, иными факторами, чтобы довести время работы транспортного средства до 24 часов.
Доходность одной трехдневной междугородней перевозки сопоставима с 15 – 20 внутригородскими доставками. Если усреднить и рассчитать затраты на покупку нового среднетоннажного автомобиля с фургоном для температурных перевозок и определить совокупную стоимость владения данным транспортным средством, то для сохранения рентабельности необходимо обеспечить автомобилю более чем три городских рейса в сутки. Неплохим показателем оборачиваемости для Москвы является 1,5-2 рейса в сутки, для региональных центров — до 3.
На протяжении пяти последних лет московские власти все более и более ужесточают требования к грузовому автопарку, опережая в этом вопросе даже федеральную политику. Это ведет к поэтапному замещению среднетоннажного парка малотоннажным, причем сегмента до 1,5 тонн, с минимальным вредным воздействием на окружающую среду. При этом важно учитывать, что одну поставку среднетоннажным автомобилем могут заместить до пяти поставок малотоннажным транспортом.
Закупки малотоннажного экологически безвредного транспорта, увеличение штата водителей и фонда заработной платы, доплаты за погрузочно-разгрузочные работы (среднетоннажный транспорт при разгрузке применяет гидролифт) и другие факторы ведут к удорожанию перевозки. Так, ФОТ может составлять до 30% себестоимости перевозки. Увеличение штата водителей в 4-5 раз однозначно скажется на стоимости доставки и в конченом итоге на подорожании товаров на полках магазинов. По сути любое затратное решение (платные парковки, временные ограничения, изменение организации дорожного движения) в той или иной степени влияют в сторону удорожания перевозок.
Как это работает?
Предложений на рынке внутригородских доставок в Москве достаточно: кто-то специализируется на отдельном сегменте (клиенте или даже складе), кто-то развивает отдельный вид транспортных средств и перевозок (малотонажный, глубокая заморозка, доставка продукции для ресторанов быстрого питания и пр.).
Следует учитывать, что большой парк грузовых транспортных средств есть в распоряжении и ритейлеров (от десятков до тысячи транспортах средств, в зависимости от компании). Но это инструмент, который обеспечивает качество сервиса, а не коммерческую составляющую. Коммерческая составляющая таких компаний — продажи. Они не зарабатывают, как правило, на парке грузовых машин, а, наоборот, вкладывают деньги, которые помогают зарабатывать в их основном бизнесе – в сфере торговли. Именно такие ритейлеры оказывают высокое влияние на ценообразование экспедиторских услуг на рынке в целом, что удерживает рынок перевозок в заниженном ценовом сегменте. Так, приобретая новые машины, ритейлеры искусственно сдерживают цены и на тендеры.
Для облегчения и оптимизации работы служб внутригородской доставки можно предложить несколько решений. Во-первых, кросс-докинговые (в том числе pick-by-line) платформы в черте мегаполиса. Основная идея — сосредоточить в доступное для этого время груз на площадке, откуда его можно доставить малотоннажным транспортом по мере необходимости / востребованности. Во-вторых, изменение принципов тарификации (уход от почасовой оплаты или оплаты за рейс) и оценка доставки в зависимости от перемещенного груза и расстояния.
Несмотря на кажущуюся простоту такого подхода, требует очень серьезных IT-решений, которые будут вести расчеты, в том числе для последующей оплаты, а также систем мониторинга транспортного средства. Помимо этого, конечно, нужны стандартные модули динамической оптимизации маршрутизации.
Также хотелось бы получить от городских властей послабления по ограничению движения для транспортных средств, доставляющих товары первой необходимости, и налоговые послабления (возможно бесплатные стоянки) для малотоннажного транспорта, с минимально вредным воздействием на окружающую среду.