К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Перенести на ногах: чем обернется маркировка обуви в России

Фото  Angel Navarrete/Bloomberg via Getty Images
Фото Angel Navarrete/Bloomberg via Getty Images
Правительство предложило маркировать обувь, ввозимую в Россию и производимую на территории страны, по аналогии с меховыми изделиями пару лет назад. Производители считают, что у них есть вся инфраструктура для внедрения проекта

В конце января правительство опубликовало проект постановления о старте эксперимента по маркировке обуви. Как сообщается в документе, эксперимент может начаться 1 июня 2018 года и продлиться до конца года. В постановлении указано, что основные цели введения маркировки — обеспечение противодействия незаконному ввозу, производству и обороту обувных товаров, в том числе контрафактных, а также повышение собираемости таможенных и налоговых платежей. Выиграет ли обувной рынок от такого нововведения, готовы ли производители и продавцы обуви к таким мерам и сколько будет стоить внедрение маркировки?

История проекта

Обувной рынок не является первым, на котором планируется внедрить маркировку. У Министерства промышленности уже есть успешный опыт реализации подобного проекта на рынке шуб. В апреле 2016 года маркировка электронными RFID-метками заработала в тестовом режиме, а с 1 октября того же года уже стала обязательной для всех участников рынка меховых изделий. RFID-метки предоставляют возможность отслеживать весь путь перемещения товара от производителя до конечного покупателя. Получить такую метку можно в том случае, если товар ввезен на территорию России легальным путем и если оплачены все налоги и сборы. Результаты внедрения проекта на рынке меховых изделий превзошли все ожидания: в 2016 году, когда проект только стартовал, за 8 месяцев число проданных в России шуб увеличилось в 16 раз. К концу 2016 года на этом рынке легализовалось около 20% участников — импортеров и производителей. Результаты внедрения показали, насколько статистика расходилась с реальной ситуацией: Минпромторг предполагал, что ежегодно в стране продается 350-400 тыс. шуб, оказалось — в несколько раз больше: продавцы на конец 2016 года заказали 6 млн чипов.

Маркировка принципиально изменила ситуацию на рынке меховых изделий, при этом обкатанная технология внедрения меток открыла путь для разворачивания подобных проектов на рынках других товаров. С января 2017 года Минпромторг запустил проект добровольной маркировки лекарственных средств, с 2020 года маркировка специальными метками Data Matrix на этом рынке станет обязательной. Если говорить об обувном рынке, то внимание и интерес к нему не случайны. Обувной рынок — третий по объемам потребительский рынок в стране после рынков продуктов питания и одежды. На рынке большая доля импорта — около 80% по итогам 2017 года. При этом рынок находится на начальной стадии своего развития: он слабо консолидирован, доля 10 крупнейших игроков на нем не превышает 15% (по данным Discovery Research на 30.06.2017 г.), все еще значительный объем продаж осуществляется через небольшие сети, разрозненные магазины и вещевые рынки.

 

Что это даст обувному рынку

Крупные обувные ретейлеры поддерживают проект маркировки обуви, поскольку это добавит рынку прозрачности. С одной стороны, это поможет навести порядок на обувном рынке и будет способствовать развитию правильной и честной конкуренции, исключит возможность продажи в российской рознице контрафактных, контрабандных товаров. С другой стороны, это добавит дополнительные гарантии потребителю, так как будет организован контроль за происхождением товара, его легитимностью. Также для покупателя будет обеспечена гарантия безопасности приобретаемой обуви, так как будет организован контроль за процедурами сертификации товаров.

Если говорить про «серый» импорт, то он на обувном рынке присутствует, однако оценить его объемы достаточно сложно. Так, Минпромторг оценивает объем теневого сектора в целом всех товаров легкой промышленности в 30% от суммарного объема ввозимых и производимых товаров этого рынка на территории страны. Проблема «серого» импорта имеет разные масштабы в зависимости от сегмента обувного рынка. Она более актуальна для рынка дешевой обуви, для низкоценового сегмента, поскольку в нем выигрыш от контрабандной, контрафактной продукции гораздо выше, чем, например, в дорогом или среднеценовом сегменте. В дешевом сегменте наличие такого неучтенного импорта достаточно сильно влияет на рынок и на деятельность профессиональной обувной розницы. На мой взгляд, среднеценовой и дорогой сегмент в меньшей степени соприкасаются с данной проблемой.

 

Какие затраты со стороны участников

На обувном рынке сейчас обсуждается вариант внедрения маркировки с помощью двухмерных матричных штрихкодов. В таком формате внедрение проекта не повлияет на стоимость обуви и не должно добавить каких-то дополнительных трудностей участникам обувного рынка, поскольку сейчас уже есть вся IT-инфраструктура для работы проекта: даже у небольших розничных игроков учетная система давно автоматизирована, многие пользуются продуктами 1C. Такие решения позволяют добавлять дополнительные товарные признаки, которые используются в системе учета маркировки продукции. Так, мы в компании сейчас всю обувь маркируем нашими внутренними шрихкодами для фиксации в нашей учетной системе. Чтобы внедрить маркировку, нужно будет просто добавить дополнительные признаки товаров в IT-систему.

Розничные точки также готовы к внедрению проекта: сейчас все магазины оборудованы сканнерами штрихкодов, с июля 2017 года онлайн-кассы внедрены в большинстве торговых точек, вся информация о совершаемых покупках в электронном виде поступает в ФНС. Поэтому не нужно будет никакого дополнительного оборудования для технической реализации проекта в варианте штрихкода или баркода.

Если же все-таки будет выбран вариант электронных RFID-меток, это уже другая технология, для ее реализации требуется дополнительное оборудование и т. п. Но и эта технология не приведет к значительному удорожанию обуви. На мой взгляд, электронные метки для обуви будут более простыми, чем на рынке шуб. И с учетом объема рынка — 300 млн пар обуви в год — стоимость производства чипа должна быть меньше.

 

Мы видим результаты внедрения маркировки на других рынках: так, проект стабильно работает на рынке меховых изделий, каких-то значительных сбоев на этапе пилотного запуска и дальнейшего распространения маркировки на весь рынок не было. Также подобный проект реализован на рынке алкогольной продукции в формате системы ЕГАИС. Поэтому и внедрение маркировки на обувном рынке также не должно вызвать трудностей со стороны производителей и продавцов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+