«Кортеж» едет на Восток. Премиальные автомобили будут экспортировать в Китай
Судьба проекта «Кортеж» — автомобилей для перевозки первых лиц государства — не раз висела на волоске. В 2014-м, спустя два года после начала работ, обанкротился один из ключевых партнеров Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) — «Маруся Инжиниринг», который должен был обеспечить проработку производственных решений и продажу готовых автомобилей. В 2015-м Минпромторг уже готов был отказаться от проекта, но специалисты Porsche Engineering Group, осмотревшие наработки, прежде всего двигатель, уговорили продолжать.
В противном случае немцы собирались самостоятельно довести проект до конца, вспоминает министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью Forbes. «Над проектом работает более 3500 человек. Это перешло за рамки формата одной конкретно поставленной задачи — это уже национальная тема, развитие автомобильной инженерии, — говорит Мантуров. — Мы многих вещей не знали. Не были в курсе всех компетенций, которые есть у нас в стране. Их нужно было все собрать в пучок». Forbes выяснял, на что рассчитывают создатели «Кортежа».
Для президента и не только
После распада СССР и прекращения выпуска ЗИЛ-41047 в мире осталось только три страны, производящие специальные правительственные лимузины: США, Япония и Китай. Создав «Кортеж» (официальное название — «Единая модульная платформа», ЕМП), Россия возобновит членство в клубе привилегированных. Но что это даст, кроме реализации политических амбиций? По словам Дениса Мантурова, перед разработчиками стояла задача создать универсальную платформу, на базе которой можно построить целое семейство автомобилей — не только для перевозки и сопровождения первых лиц государства, но и для коммерческих продаж.
Российский «Кортеж» не похож на Cadillac One и Toyota Century Royal, купить которые обычному человеку невозможно ни в каком виде. Идейно он близок к китайскому Hongqi Red Flag L9, но российская задумка масштабнее. В китайском проекте «общедоступен» только седан Hongqi L5 (в 2016 году он стоил $760 000), а линейка «Кортежа» включает сразу четыре непохожих друг на друга автомобиля: лимузин, премиальный седан, минивэн и кроссовер. В дальнейшем от этих моделей появятся производные — уже, например, запланирован легкий внедорожник.
«Мы движемся в сторону гибридного формата. Это во всех отношениях выгодно потребителю: и с точки зрения экономии топлива, и уплаты налогов», — рассказывает министр. Двигатели V8, V12, L4 смогут работать в паре с электромотором. Таким образом, автомобили ЕМП станут первыми серийными отечественными гибридами, но со временем они могут превратиться в «чистые» электрокары. Половина дела уже сделана: во все автомобили штатно устанавливается электронная система управления, интегрирована система охлаждения, преобразователи напряжения, инвертеры и высоковольтная литий-ионная батарея. Со второй половиной сложнее: в России пока отсутствует инфраструктура для электромобилей. Как только она появится, электро-«Кортеж» не заставит себя ждать, обещают в Минпромторге.
Сборку двигателей осуществляет НАМИ из деталей местных и зарубежных предприятий. «Но как только мы выйдем за пределы 300 автомобилей в год, мы должны будем обязательно использовать другие производственные площадки», — говорит Мантуров. Это произойдет не ранее 2019 года, на основании фактических объемов заказов. Речь идет в первую очередь о площадках Sollers — нового производственного партнера проекта.
Богатство и роскошь
Первыми на рынок выйдут представительские седан и лимузин — флагманы семейства ЕМП, это должно произойти в конце 2018 — начале 2019 года. Следующим этапом станет запуск производства минивэна и внедорожника — решение об этом будет принято исходя из потребительского спроса. Для продажи автомобилей в начале следующего года НАМИ и Sollers создадут совместное предприятие, название которого пока не разглашается. Автомобильный институт, отвечающий за разработку и начало производства, не может управлять проектом, объясняет министр, это будет делать Sollers в качестве партнера. Но брендом будет владеть государство, подчеркивает он. Ранее сообщалось, что возможное название коммерческой линейки ЕМП — Aurus (от aurum — латинского названия золота, и Russia), но подтвердить эту информацию Forbes не удалось.
По словам главы Минпромторга, сейчас Sollers создает соответствующую инфраструктуру и уже сформировала коллектив специалистов, до этого работавших в компаниях, производящих автомобили премиального класса. «Они даже более оптимистичны в расчетах и подходах, чем изначально были мы», — отметил Мантуров.
Автомобили будут продаваться напрямую клиентам и через дилеров, уточнила руководитель департамента по связям с общественностью Sollers Елена Тарасенко. «На первом этапе с учетом ограниченных объемов будет выбран один партнер-дилер в Москве, который должен будет обеспечить выделенный шоу-рум и всю необходимую клиентскую инфраструктуру», — уточнила она. В качестве целевых зарубежных рынков выбраны Юго-Восточная Азия и Ближний Восток, прежде всего Объеденные Арабские Эмираты и «в особенности Китай». «Возможно, также один из европейских центров, ассоциирующийся с потреблением товаров и услуг класса люкс», — добавила Тарасенко.
Китайский рынок люксовых автомобилей в ближайшие годы станет крупнейшим в мире, прогнозирует Китайская ассоциация автодилеров: общее количество роскошных машин в 2017 году превысило 1,2 млн (13% всего автопарка), что является самым высоким показателем за последние семь лет. Ценовая конкуренция в сегменте ужесточилась из-за того, что крупные игроки, такие как Mercedes-Benz или Audi, стараются производить автомобили на месте. Соперниками «Кортежа», по словам Мантурова, являются модели высшего класса — Rolls-Royce или Bentley, которые импортируются в Китай.
«Конкуренты определены верно, — полагает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Но недостаточно просто назвать их. В последние десятилетия в мире предпринималось немало попыток создать с нуля суперпремиальный бренд. Почти все они были безуспешны. Есть только два пути: закрыть границы (в таких условиях существовала советская «Чайка») или выпускать машины действительно высочайшего уровня и конкурентоспособные по цене.
Неизвестно, удалось ли разработчикам воплотить эти качества в «Кортеже». Автомобили ЕМП «второй очереди», по мнению эксперта, скорее всего, будут конкурировать с такими машинами, как Bentley Bentayga или Cadillac Escalade в сегменте SUV и премиальными немецкими и американскими «фургонами» в сегменте минивэнов.