К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Без машин. Как города пытаются избавиться от автомобилей и что из этого получается

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Нужно ли бороться с частным автопарком в городе? Это любимая тема для дискуссий в Европе и не только

Мадрид, Париж, Брюссель устраивают дни без автомобиля и закрывают от трафика целые районы. Москва сужает проезжую часть, расширяет тротуары и строит велодорожки. Но можно ли избавиться от машин совсем?

В сложившейся городской среде это сложно. Но может, начать с чистого листа? В 2006 году на площадке в 6 кв. км рядом с аэропортом Абу-Даби с нуля началось строительство «зеленого» города Масдар. Государственная инвестиционная компания пообещала вложить $22 млрд, предполагалось, что в городе с «нулевыми» вредными выбросами в окружающую среду будут жить 50 000 человек, а 40 000 ежедневно станут приезжать сюда на работу. Одна из основных особенностей города — полный запрет на автомобили. Перевозку пассажиров и грузов должна была обеспечить, по замыслу проектировщиков, система CyberCab — ее еще называют PRT (Personal Rapid Transit). Это маленькие кабины на 3–6 человек или несколько единиц груза, гибрид трамвая и такси или подобие легкого грузовика, они ездят по выделенным путям без водителей.

Предполагалось, что в сети будет 100 станций CyberCab, однако построили только две, после чего проект был приостановлен. Оказалось, что очень дорого стоит инфраструктура, особенно барьеры, которые защищали бы пешеходов от автоматически движущихся кабинок. С грузами тоже не все просто — их неудобно доставлять от станции CyberCab до конечного потребителя. В итоге обеспечивать потребности жителей Масдара в транспорте будут электромобили и автобусы. Они обладают необходимой гибкостью и вполне укладываются в концепцию Масдара как «города без выбросов». «Пять лет назад мы действительно не осознавали, что электромобили будут развиваться с такой скоростью», — признал в интервью The Guardian главный проектировщик Масдара Крис Ван. Из-за финансового кризиса город строится медленнее, чем планировалось, окончание отложено до 2030 года.

 
Масдар: «зеленый» город в пустыне Абу-Даби
Масдар: «зеленый» город в пустыне Абу-Даби·Фото REX·Shutterstock

На другом побережье Аравийского полуострова правительство Саудовской Аравии планирует еще более масштабный проект — экологически чистый город Неом, объем инвестиций превысит $500 млрд. Неом отчасти повторяет путь Масдара, то есть здания в нем будут пассивными, энергию они будут получать только из возобновляемых источников. Однако о полном отказе от машин речи нет.

Энергичная борьба с частными автомобилями развернулась в Осло, столице «нефтяной державы» Норвегии. В 2015 году там пришли к власти сторонники «зеленого» мировоззрения. Глава администрации Раймонд Йохансен почти сразу же объявил, что власти планируют полностью избавить от машин по крайней мере центр города. Против тотального запрета на въезд выступили лоббистские организации предпринимателей и сами владельцы магазинов и кафе в центре — большую часть товаров им привозят на машинах. Тогда власти зашли с другого конца: отказавшись от идеи запрета на въезд, они стали убирать парковочные места и строить сеть велодорожек. До конца 2018 года в центре ликвидируют 700 парковочных мест, а более 20 000 машино-мест, в том числе в жилых районах, станут платными. Мэрия с гордостью демонстрирует ролики «до и после»: забитые машинами улицы Осло становятся пустыми, на них освобождается место только для общественного транспорта, велосипедов и пешеходов. Параллельно город развивает обновленную систему байк-шеринга и субсидирует покупку электрических велосипедов.

 
Власти Осло хотели бы пересадить горожан на велосипеды, хотя бы на электрические
Власти Осло хотели бы пересадить горожан на велосипеды, хотя бы на электрические·Фото Reuters

Недругов у новой программы немало. Некоторые заметили, что, вводя повсеместные ограничения на парковку, чиновники сами продолжают пользоваться на работе бесплатным гаражом. В ответ мэр Йохансен объявил конкурс на лучшую идею использования гаража, рассматриваются самые разные варианты вплоть до ликвидации. В 2018 году срок полномочий «зеленой» администрации столицы Норвегии истекает, оценку ее инициативам жители дадут на выборах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+