После новогодних праздников СМИ растиражировали весьма любопытную новость — 9 января партия СПГ с Ямала направлена в США. И хотя официальной информации на этот счет пока нет, последовательность событий все-таки свидетельствует о реальности этой истории. Представитель «Новатэка» прокомментировал информацию об отправке газа с «Ямал СПГ» в США, заявив, что первую партию СПГ с завода «Ямал СПГ» компания продала Petronas и предполагала, что она пойдет в Азию, однако дальнейшую судьбу партии определял уже покупатель».
Как уточнялось, французская компания Engie доставит в морской порт Бостона из Великобритании груз СПГ (прибытие газовоза Gaselys ожидается в последней декаде января), который был привезен туда с проекта «Новатэка» «Ямал СПГ». Причина столь странной сделки (как известно, «Новатэк» давно в санкционном списке США, и хотя прямых запретов на кооперацию с компанией нет, взаимодействие с ней отнюдь не приветствуется властями страны-эмитента санкций) — резкий рост цен на газ на восточном побережье США, куда пришли снежные бури и аномальные холода. Причем, и в Британию этот объем «голубого топлива» попал тоже в результате посреднической сделки.
Пресс-секретарь «Новатэка» Юрий Мелихов, комментируя поставку российского газа в США, отметил, что у компании нет задачи отслеживать цепочку посредников после начальной продажи объема: ««Ямал СПГ» продал газ нашему торговому трейдеру — фирме Novatek Gas & Power. В свою очередь, она перепродала его малазийской компании Petronas, после чего мы перестали иметь какое-либо отношение к этому газу».
Формально, вероятное скорое появление российского газа в США можно связать с локальной климатической аномалией. Однако занятно, что наш СПГ окажется в США, учитывая, что весь 2017 год западная пресса страстно пугала Россию тем, что американский СПГ создаст проблемы российскому газу на европейском рынке. Даже разовая закупка партии нашего СПГ никак не согласуется с афишируемой новой газоэкспортной стратегией США, цель которой — широко присутствовать на европейском рынке газа и тем самым теснить российское «голубое топливо». К тому же история показательна в том смысле, как коммерческие аспекты могут легко брать верх над политическими установками и предвзятостями. Пожалуй, этот кейс с ямальским газом в Америке станет еще и громкой международной PR-кампанией для российского заполярного проекта «Ямал СПГ».
С точки зрения конкуренции здесь важен еще один аспект. Как заявлял в начале декабря глава «Новатэка» Леонид Михельсон, ямальский СПГ не будет конкурировать с поставками трубопроводного газа «Газпрома» в Европе, так как весь газ с проекта «Ямал СПГ» будет доставляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона из-за сложившейся премиальности восточного рынка. Однако теперь компания признала, что не может полностью контролировать поставки.
В целом же прецедент показывает, что на глобальном энергетическом рынке, как минимум, на зимний сезон, нет профицита сжиженного газа, несмотря на все более устойчивую тенденцию к расширению мирового производства СПГ.