Имя Дональда Трампа не улучшило состояние его финансов с тех пор, как его избрали президентом. По оценке Forbes, империя недвижимости миллиардера в прошлом году подешевела примерно на $600 млн, поскольку его неоднозначные политические решения отчасти спровоцировали снижение стоимости магазина Niketown рядом с Башней Трампа (который гигант розничной торговли покинет в ближайшее время) и гольф-клуба и курорта National Doral в Майами. Месяц тому назад Trump Organization объявила, что ее вывеску уберут с отеля Trump SoHo после расторжения контракта с владельцем здания.
Международная гостиница Трампа в Лас-Вегасе — совсем другое дело.
Сияющая 64-этажная башня — яркое пятно в портфолио президента. После инаугурации Трампа в январе прошлого года 40 помещений в здании были проданы, что делает его самым востребованным недвижимым активом президента. Более того, помещения Трампа были проданы с наценкой примерно 11% по сравнению с другими сопоставимыми помещениями, предлагаемыми к продаже на рынке вторичной недвижимости (то есть помещениями той же площади на том же этаже здания, чье состояние соответствует тем же стандартам). Неясно, как связь с Трампом повлияла на цену продажи, если вообще повлияла. Но аналитики говорят, что на рынке недвижимости класса премиум цена помещений, впервые выставленных на продажу, нередко выше, чем у помещений на рынке вторичной недвижимости.
Сорок сделок, заключенных после инаугурации Трампа, принесли ему и его деловому партнеру Филу Раффину более $13 млн, согласно данным об учете имущества (миллиардеры владеют помещениями пополам). В среднем, помещения были проданы за $333 000 каждое.
Forbes опросил десятки покупателей в здании, чтобы определить, как имя Трампа повлияло на продажи. Среди недавних приобретателей — топ-менеджеры корпораций, владельцы малого бизнеса, офицеры полиции в отставке и бывшие брокеры. Некоторые говорят, что имя Трампа добавляет зданию привлекательности, но никто не сказал, что приобрел квартиру только потому, что он президент.
Крупнейшим покупателем в здании за многие годы, несомненно, является компания Hilton Hotels & Resorts. С 2013 года гигант гостиничной индустрии приобрел в совокупности не менее 300 квартир в здании, попутно уплатив Trump Organization десятки миллионов долларов.
Николь Милнер-Брин, внутренний брокер Trump Organization, которая занимается продажей отдельных квартир в здании, отказалась предоставить комментарии для статьи. Представитель Trump Organization не ответила на просьбы дать комментарий.
Местные брокеры называют ряд факторов, которые ведут к росту продаж в здании Трампа в Лас-Вегасе: показатели уже превышают темпы в целом устойчивого рынка. С 2015 года, когда Трамп объявил об участии в президентских выборах, стоимость квадратного фута в отеле Трампа выросла до $71 по сравнению с $51 в знаменитом MGM Grand Hotel & Casino, по словам Энтони Филлипса, риелтора из фирмы Luxury Real Estate Advisors. В числе других факторов приближающийся переезд франшизы Oakland Raiders NFL, которая в 2020 году будет проводить матчи в Лас-Вегасе, а также неуклонно сокращающееся предложение свободных кондоминиумов.
Многие сделки по продаже помещений в здании были заключены через компании с ограниченной ответственностью — подход, распространенный среди покупателей недвижимости, которые не хотят афишировать свои приобретения. За месяцы, прошедшие с начала кампании Трампа, доля покупателей, приобретающих квартиры через такие фиктивные компании, резко вырос, о чем сообщала USA Today.
Одним из таких покупателей стала Элейн Ченовец. Ее муж Рэй — значимая фигура в местной индустрии такси благодаря своей компании Nellis Cab. Ченовец подтвердила, что супруги приобрели четыре студии в здании Трамп в Лас-Вегасе этим летом. Согласно данным о регистрации имущества, они заплатили $250 000 за каждую. «Мы решили, что это будет удачное вложение», — сказала Ченовец, отчасти потому, что на фасаде здания огромными буквами выложено имя президента.
Супруги Ченовец давно поддерживают республиканских чиновников и кандидатов в Неваде. По данным Федеральной избирательной комиссии, они оба передали по $2500 бизнесмену из Невады Дэнни Тарканяну во время его неудачной попытки попасть в Конгресс в 2016 году, когда Тарканян проиграл с небольшим отрывом. В 2008 году супруги пожертвовали $5000 фонду правовой защиты бывшего вице-губернатора Брайана Кролики, республиканца, который был обвинен в растрате миллионов долларов налогоплательщиков во время службы в качестве казначея штата (обвинения были позднее сняты).
«Мой муж спонсирует все кампании, — объяснила Элейн Ченовец. — Когда вы занимаетесь бизнесом, это хорошая идея: никогда не знаешь, кто победит». Ченовец отказалась отвечать на вопрос, повлияла ли политика на их решение приобрести кондоминиумы Трампа. «Мы купили их не из-за Трампа, — сказала она. — Здесь нет никакой политики».
Кевин Тейлор живет в полутора часах от Лас-Вегаса. Он управляет компанией, которая занимается усилением сигнала сотовой связи, и регулярно ездит в Лас-Вегас по делам. Тейлор сказал, что ранее в этом году встретил на профессиональной выставке человека, который заразил его идеей приобрести жилье в кондоминиум-отеле. Обычно такие помещения (которые часто называют «кондо-отелями») покупают за наличные и используют как второе жилье или как инвестицию, когда сдают в аренду. Доход от аренды делится между владельцем и отелем.
Для Тейлора главным преимуществом кондоминиума Трампа перед конкурентами стал тот факт, что отелем руководит сама Trump Organization, а не управляющая компания. Это значит, что по вопросам ремонта и иным аспектам владельцы взаимодействуют с менеджментом напрямую, а не через посредника.
Тейлор заплатил $260 000 за студию на 40-м этаже. Он подумывал перебраться в один из угловых номеров, которые, по словам сотрудника отеля, «расходились как горячие пирожки». Но Тейлор сказал, что остановил свой выбор на студии, поскольку это было «самое выгодное предложение». Он полагает, что останавливается здесь «раз в пару месяцев», и добавляет, что ставка арендной платы, пока он здесь не живет, меняется от $80 до более $220 за ночь. Тейлор говорит, что во время масштабных событий, как, например, Выставка потребительской электроники, прошедшая в начале этой недели, комнаты вроде его могут стоить до $400-500 за ночь. Тейлор говорит, что помимо высокой арендной платы в этом здании ему нравится зал для совещаний и множество переговорных, которыми он пользуется для деловых встреч, находясь в городе.
«Желание купить номер никак не было связано с именем Трампа. Оно было полностью связано с компанией, которая по случайности принадлежит Трампу, — сказал Тейлор, добавив, что политика никак не повлияла на его решение. — Люди могут говорить что угодно. Я не получаю от президента никаких поблажек, потому что потратил четверть миллиона долларов на один из его кондоминиумов».
Тейлор сказал, что ему «понравилась идея» купить кондоминиум у Дональда Трампа. Но когда его спросили, была ли особая «крутизна» в таком приобретении, он пошел на попятный. «Нет, совсем нет, — ответил он. — Трамп останется президентом еще на четыре года. А комната останется у меня и когда он покинет свой пост. Если бы он был по-настоящему популярным президентом? Возможно. Но никто не хочет хвастаться Трампом».
Селия Снири не планировала приобретать помещение у Трампа, когда в прошлом году они с мужем рассматривали возможность приобрести кондоминиум в Лас-Вегасе. Супруги руководят строительным бизнесом в Южной Калифорнии, и Снири сказал, что они с осторожностью отнеслись к покупке помещения в здании «из-за всей этой политики». Снири осмотрели кондоминиумы в The Palm и Cosmopolitan, среди прочих. По совету их риелтора, они в конце концов приобрели помещение у Трампа. «Отличная атмосфера, никаких азартных игр, никто не курит, — сказала Снири, повторив то, что другие покупатели говорили Forbes о дружелюбном персонале и опрятной обстановке. — Внутри не пахнет так, как в зданиях 1970-х».
Супруги заплатили $650 000 за двухкомнатную квартиру, которой пользуются «один или два раза в месяц». Снири сказала, что они подумывают приобрести соседнюю смежную квартиру. «Мне на самом деле нравится Трамп, я ему доверяю. Но мы совершили покупку не по этой причине. Если поменять владельца, место останется тем же…. Мы довольны нашим решением».
Имя Трампа «точно не стало недостатком» для Джо Заркоуна, бывшего фондового брокера из Нью-Йорка, который провел последние 15 лет в Лас-Вегасе. Заркоун осмотрел кондоминиумы в MGM Grand, среди прочих, прежде чем приобрести за $250 000 студию в здании Трампа в июне прошлого года. Заркоун сказал, что приобрел квартиру в первую очередь, чтобы сдавать ее в аренду. «Мне нужен доход. Я купил то, что сохранит свою ценность и принесет неплохую прибыль», — сказал Заркоун, добавив, что он и его жена жили «немного не по средствам».
«Мы чаще ходим в рестораны. Мы покупаем более дорогие машины, — объяснил Заркоун. — Я не хотел связываться с фондовым рынком, потому что я уже там с моими 401 000. Так что я сказал: «Давай купим недвижимость, чтобы сдавать ее в аренду». Я решил, так будет проще всего».
Большинство людей, которые покупают у президента кондоминиумы, используют их только время от времени, говорят брокеры, которые продают помещения в здании, и предпочитают получать некоторую отдачу от инвестиций за счет аренды, организуемой отелем. Но некоторые живут в здании круглый год.
Вероятно, никто не пользуется большей известностью среди персонала и других жильцов, чем Билл Фрид. 68-летний Фрид — офицер полиции Сиэтла в отставке. Он легок и приятен в общении, и, если вы спросите местных брокеров, которые занимались продажей помещений в отеле Трампа в Лас-Вегасе, первым использовал внешнее финансирование для покупки. Пока Фрид не в июне приобрел свою скромную студию, никто не покупал квартиры в традиционную банковскую ипотеку.
Фрид на протяжении десяти лет хотел приобрести кондоминиум в здании Трампа в Лас-Вегасе. Сменив несколько отелей Лас-Вегаса, в 2007 году он решил, что хочет постоянно жить в кондоминиуме. На тот момент отель Трампа в Лас-Вегасе только строился. Фриду понравилось, что можно не думать о хозяйстве и продолжать пользоваться удобствами отеля. «Это как постоянно быть в отпуске, — объяснил Фрид. — Все удобства, бассейн, спортзал, консьерж, обслуживание номера… Я подумал: «Вот это жизнь«».
В чем подвох? Самый дешевый номер, который Фрид тогда смог найти, стоил «около $600 000 — намного больше, чем я мог себе позволить». Поэтому Фрид отложил эту идею и продолжил переезжать из гостиницы в гостиницу. Но отчасти из-за роста цен в других отелях, отчасти из того, что Фрид описывает как «праздничную» атмосферу в некоторых из них, он продолжал возвращаться к зданию Трампа. Даже с хорошей кредитной историей банк Фрида профинансировал бы только квартиры из нескольких комнат, стоимость которых превышала его возможности.
Через Филлипса Фрид познакомился с Джесси Либом из Security National Mortgage, компании, которая предоставляет комплексную ипотеку. Либ помог устроить встречу Фрида и брокера Trump Милнер-Брин. Либ объяснил, что заключил соглашение с банком Citadel, который готов профинансировать покупку кондоминиума. Несколько месяцев спустя, собрав средства на первоначальный взнос в 25% от стоимости, Трамп вернулся, чтобы закончить то, что было начато годом ранее: «Я стал первым в здании, кто купил квартиру в кредит», — сказал Фрид, добавив, что Милнер-Брин рассказала ему, что у нее есть список из сотен людей, которые хотят последовать его примеру.
В конце концов, Фрид уплатил $265 000 за то, что он описывает как «панорамный вид на миллион долларов». Хотя цена была «несколько выше», чем Фрид заплатил бы в другом месте, «оно того стоило». Фрид утверждает, что решение купить жилье в здании Трампа «не имело отношения к политике».
Однако он признает, что «это необычная ситуация. В каком-то смысле это историческое событие, — объяснил Фрид. — Заполучить кусочек истории от любого из президентов США — потрясающее достижение. Я счастлив, что оставил след в истории, купив квартиру у президента».
Филлипс объясняет успешные продажи в здании Трампа тем обстоятельством, что это «один из наиболее узнаваемых» брендов на рынке кондоминиумов Лас-Вегаса. Еще одна причина в том, что число доступных кондоминиумов за последние годы непрерывно снижается, а строительство новых отелей в этом районе не планируется. Филлипс говорит, что Trump Las Vegas не менял цены. «Рыночная цена наконец сравнялась с их ценой», — сказал Филлипс. — Теперь жилье у Трампа не кажется таким уж дорогим».
В целом, по словам Либа, продажи в Trump остаются на высоком уровне, отчасти потому что многие сопоставимые кондоминиумы на побережье Лас-Вегаса стоят дороже. Либ говорит, что положительную роль играют и относительно невысокие членские взносы в ассоциации владельцев жилья в Trump, которые равняются примерно $500 для студий по сравнению с $800 и $1200 в других зданиях. «Стоимость жилья возрастет», — сказал Либ, ссылаясь на миллиарды долларов, которые будут потрачены на строительство в северной части побережья, где находится Башня Трампа.
Как это повлияет на продажи в здании, пока неясно. На сегодняшний день Трампу и Раффину принадлежит 351 квартира в башне. (Из них 19 — наиболее дорогие таунхаусы, а остальные помещения — студии, которые схожи с обычным гостиничным номером). В сфере недвижимости Лас-Вегаса распространено убеждение, что партнеры оставят себе по меньшей мере 300 помещений – минимум, необходимый для открытия казино в Неваде. В прошлом году, указав на пустую парковку рядом со зданием, Раффин сообщил Forbes, что «лучшим и наиболее выгодным применением для этого стало бы казино».
Тем временем фирма Либа Security National Mortgage планирует провести маркетинговую кампанию по привлечению покупателей к оставшимся помещениям. До сих пор реклама была в основном направлена на Южную Калифорнию, которая на протяжении долгого времени остается главным источником покупателей вторичной недвижимости в Лас-Вегасе. Но в перспективе кондоминиумы будут продвигать среди потенциальных покупателей за рубежом, как заявил руководитель Либа Брайан Кемп.
«Мы бы очень хотели провести международную маркетинговую кампанию с участием Trump, — говорит Кемп. — И мы задавались вопросом, хотим ли мы использовать имя Трампа? Его имя несколько токсично. Поэтому когда мы продвигаем саму башню Трампа, мы не слишком встревожены. Но его имя — непростой вопрос».
- Секрет успеха президента и миллиардера Трампа: «Никогда не сдавайтесь!»
- Главная загадка Манхэттена: что в кошельке у Дональда Трампа
Перевод Натальи Балабанцевой