2017 год оказался весьма успешным для российской экономики. После двухлетней рецессии темпы роста ВВП превысили прогнозы (1,8% по итогам первых трех кварталов 2017 года), зафиксирован рекордный c 2012 года рост инвестиций (4,2% в годовом исчислении в январе-сентябре 2017 года), инфляция замедлилась до исторических минимумов (2,5%), собираемость налогов, рост цен на нефть поддержал профицит торгового баланса, а рейтинговые агентства отметили улучшение качества макроэкономической политики в России.
Восстановление сбавляет обороты
В то же время в последние два месяца градус оптимизма несколько снизился. Динамика промышленного производства ушла в минус (-3,6% в ноябре в годовом исчислении). Стало более очевидно, что локальные ускорения роста в течение 2017 года во многом подогреты государственным заказом, в то время как естественные темпы роста российской экономики существенно ниже 2,5%, отмеченных во II квартале 2017 года. Несмотря на уверенный выход экономики из рецессии, сложно ожидать дальнейшего существенного ускорения темпов роста в 2018 году. Наш прогноз по росту ВВП — 1,8% в 2018 году.
Что будет с инвестиционным спросом?
Внутренний инвестиционный спрос продолжит расти, но темпы роста станут более сдержанными. Высокие темпы 2017 года во многом связаны с эффектом низкой базы (инвестиции начали сокращаться еще в 2013 году), а также с реализацией ряда масштабных проектов с участием государства (строительство Керченского моста и газопровода «Сила Сибири»). Для формирования устойчивой тенденции к росту необходимо улучшение настроений бизнеса. Столь важный для инвестиций индекс предпринимательской уверенности только начал выходить из отрицательной зоны. Пока именно этот фактор является недостающим звеном в цепочке инвестиционного роста. Несмотря на рекордные прибыли в 2015-2016 годы, инвестиции продолжали падать в течение данного периода из-за повышенной экономической неопределенности. Снижение ставок и повышение доступности кредита само по себе не является достаточным условием для всплеска инвестиционной активности, поскольку с использованием кредитов финансируется лишь около 10% инвестиций. В 2013 году корпоративное кредитование выросло на 13,5% за год, при этом рост инвестиций составил лишь 1,3%. Для масштабного запуска инвестиционной активности необходимо улучшение инвестиционного климата.
Восстановится ли потребление и зарплаты?
Частное потребление вернулось на траекторию роста, совпадающую с темпами роста заработных плат. Исторически данная зависимость была весьма тесной. Но в 2016 году население все еще довольно активно сберегало. Как следствие, темпы роста потребления отставали от темпов роста заработных плат. В последние месяцы разрыв между данными показателями практически исчез.
В 2018 году следует ожидать возврата к историческим трендам, когда частное потребление и реальные заработные платы растут примерно одинаковым темпом. В условиях низкой инфляции существенная индексация заработных плат в 2018 году выглядит маловероятной. В этих условиях мы ожидаем роста розничных продаж на 2,7% в 2018 году.
В экономической повестке — реформы
Бюджетная политика и действия Центробанка в настоящее время обеспечивают весьма стабильные макроэкономические условия в России. К сожалению, этот благоприятный момент не используется для более активных структурных реформ. Их повестка на следующий президентский срок пока четко не обозначена, а это приводит к сохранению повышенного уровня неопределенности в бизнес-среде. Наиболее вероятным представляется сценарий конкретизации повестки реформ лишь во второй половине 2018 года после формирования нового правительства. В этих условиях позитивного эффекта от реформ для экономического роста можно ожидать лишь в 2019 году.