Чарли Син опаздывает на интервью азиатскому Forbes в Нью-Йорке на 15 минут. Извиняясь, он забегает вместе с женой Мэри в Gramercy Tavern, их любимый ресторан в Нью-Йорке. Оказалось, что водитель такси долго разговаривал со своей матерью по телефону, а у Сина прервать их беседу не повернулся язык. Официантка по своему вкусу советует взять полосатого окуня и салат из помидоров. Не разглядывая меню дальше, бизнесмен закрывает его и с удовольствием соглашается. Готовность брать что предлагают, совсем не вяжется с щепетильным планированием, которое стало частью его собственных кафе.
Чарли Син —американский кореец, основатель кафе-сэндвичных из города Колумбус в штате Огайо. Сейчас предпринимателю уже 54 года, и за 33 года ведения бизнеса заведений Charleys стало около 600. Их можно найти в 45 штатах и 19 других странах.
В меню Charleys можно найти такие сэндвичи как классический «Филадельфия», итальянский делюкс, куриный с соусом терияки и многие другие. Общий средний рост продаж компании за последние три года составляет 7%. Как ожидается, 2017 год компания закроет с $500 млн. Большинство кафе Charleys работают по франшизе и в Соединенных Штатах имеют наибольший успех в основном в торговых центрах, аэропортах и на военных базах. Всего в США насчитывается 503 торговые точки. На втором месте — Объединённые Арабские Эмираты (24 кафе), а не третьем — Саудовская Аравия (10 кафе). На азиатском рынке компания присутствует только в Южной Корее и Японии (по 5 заведений в каждой). Большинство кафе за пределами США также располагаются в торговых центрах и на военных базах.
Син строит большие планы: «Сейчас моя цель — открыть 3 000 торговых точек». Сам он, вероятно, лучший клиент Charleys. Он выглядит моложе своих лет и излучает неуемный мальчишеский задор. Интервью он захотел давать не на родном языке, а на английском. Родился Чарли Син в Сеуле, а в Америке оказался в 13 лет вместе со старшей сестрой. Его мать, с которой он живет до сих пор, за 2 года до него приехала в Колумбус к уже обосновавшейся там сестре. Его матери советовали перевезти с собой через Тихий океан и детей и начать строить здесь свою американскую мечту.
Начало карьеры
Син признается: «Своим успехом я очень обязан своей любящей и преданной матери». Впоследствии его приняли в Университет штата Огайо, где он получил степень в управлении предприятием с уклоном на финансы и недвижимость. Работать он начал еще со школы и тогда был простым посудомойщиком. Но меняться его жизнь стала только после поездки в Нью-Йорк и незапланированного отклонения от маршрута в Филадельфию, известной множеством рецептов мяса на гриле и сэндвичами с сыром. Син вспоминает: «Мне безумно, безумно понравились местные сэндвичи. Тогда я был еще молод и очень любил вкусно поесть». Будущий бизнесмен был под таким сильным впечатлением, что пытался воспроизвести рецепт по возвращении домой: «Я просто захотел приготовить их на маленькой круглой сковороде, и сэндвичи удались на славу. Я предложил попробовать друзьям — им очень понравилось, и я понял, что у меня хорошо получается».
Текстура мяса и хрустящий зажаренный лук наверняка навевают ассоциации с традиционным корейским пулькоги (тонкими кусочками маринованной говядины на гриле), хотя они разные на вкус. Син убедил мать помочь ему начать бизнес на классических американских сэндвичах. Она отдала все свои сбережения, $48 000. Бизнесмен вспоминает: «Она ничего не знала о сэндвичах, но доверяла своему единственному сыну».
Дядя дал ему еще $3 000, и в 1986 году, заканчивая третий курс университета, Син открыл первое кафе прямо напротив здания университета, в помещении, которое раньше занимал салон печати. Бизнесмен усмехается: «Это была просто дыра в стене, даже меньше гаража на две машины. Первая торговая точка стала очень популярной. Для приготовления заказов Син использовал свежие ингредиенты и качественную говядину, ведь, по его мнению, именно так можно завоевать доверие студентов, у которых, как правило, большие деньги не водятся.
Он уточняет: «С самых молодых лет я хотел стать предпринимателем, ничего не желал сильнее».
Мэри, его любовь со студенческих лет, с которой он познакомился на занятиях английского, полностью согласна и томно закатывает глаза:«Когда преподаватели спрашивали, о чем мы мечтаем, Чарли всегда отвечал, что хочет стать миллионером». Он не отличался жаждой к учебе. Вместо учебников в его сумке всегда было полно деловых журналов. Син тут же перебивает: «В том числе и Forbes!»
Инвестиции в будущее
Но даже при всем зверском аппетите клиентов кафе Charleys начали приносить прибыль лишь 10 лет спустя, когда сеть уже выросла до 100 заведений. Син знал, что придется потерпеть убытки и воспринимал это как инвестицию в будущее.
Его терпение окупилось с лихвой. За последние 10 лет количество точек Charleys удвоилось, а аппетиты только нарастают. Пол, консьерж риэлторской компании LeFrak, часто заходит пообедать в Newport Centre, торговый комплекс в Нью-Джерси. Обычно он заказывает классический сэндвич «Филадельфия»: «Обожаю их тягучий сыр, он всем нравится».
В меню Charleys найдутся как сэндвичи для искушенных ценителей, так и блюда для новичков. К примеру, Гарфилд, студент по обмену из Китая заказывает тройной сэндвич с беконом за $7,49, который в наличии ограниченное время. Он говорит: «Я живу недалеко отсюда, часто прохожу мимо и сейчас решил попробовать».По правилам своего собственного холдинга Gosh Enterprises Син берет с крупных агентов, работающих по его франшизе в трех или более точках, 5% дохода от продаж, а с более мелких — 6%. Начальный вклад для нового агента франшизы составляет в среднем $380 000. Другие подобные компании в последние десятилетия активно выходят на биржу, но в Charleys утверждают, что в ближайшее время первичного размещения их акций на бирже не предвидится.
Заработать на фастфуде
Более того, американский рынок фастфуда, оборот которого оценивается в $210 млрд, вырос в 2016 году всего на 2,7%, а это самый низкий темп за последние три года. Отчасти тенденция обусловлена модой на более привычные кафе с простым и понятным меню (например, салаты, блюда из риса и т.д.). Такие рестораны могут предложить более здоровые альтернативы и нацелены на более утонченную аудиторию. Поэтому сегодня Чарли Син бросает все силы на развитие новой сети кафе Bibibop Asian Grill. В отличие от Charleys, компании принадлежат все 26 заведений этой сети на территории Соединенных Штатов.
Син уже не занимается административными вопросами — вместо этого он определяет направление, куда компании стоит двигаться дальше. Глава Charleys — истинный христианин и часто подчеркивает это во время нашего обеда. То, ради чего он строил сеть своих кафе, он хочет сохранить и передать агентам франшизы. Также он стремится привить им свои ценности: «В прошлом я проводил собеседования со многими кандидатами и полагал, что успех всегда сопутствует добрым людям. Но я видел, что некоторые из них справлялись неважно, а удачно вели бизнес не самые благородные личности. Меня это ставило в тупик».
Син пришел к выводу, что краткосрочного успеха можно добиться и без каких-либо добродетелей, но для стабильного развития бизнеса необходима мудрость, любовь к собственному делу и прежде всего храбрость: «Я многое повидал и осознал, что лидеры должны быть мудрыми, ведь людей нельзя отправлять на верный провал. Глава компании также должен уметь доверять подчиненным, чтобы те доверяли ему и любили свою работу. Кроме того, нужно быть смелым и рисковать, делать то, чего другие боятся. Найти в себе отвагу бывает очень трудно. Зачем раскачивать лодку, если все спокойно?» Чарли Син твердо убежден, что в этом и заключается главный секрет успеха.
Перевод Антона Бундина