Как налоговики «обманули» юристов. Россия начнет получать информацию об офшорах
21 декабря в специальном разделе официального сайта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР является официальным депозитарием для этих целей) появилась первая информация о тех юрисдикциях, которые готовы получать, и тех, которые готовы предоставлять информацию о финансовых счетах в ФНС России.
Общий стандарт отчетности (CRS — the Common Reporting Standard) был одобрен в 2014 году как основа для автоматического ежегодного обмена информаций об «офшорных» финансовых счетах в интересах налоговых органов стран налогового резидентства держателей таких счетов. В настоящее время более 100 юрисдикций (стран и зависимых территорий) приняли его, из которых почти половина (включая весь Европейский Союз) уже обменялись информацией этой осенью за отчетный 2016 год, а еще 53 планируют в 2018 году.
ОЭСР отмечает, что только 39 из 53 юрисдикций, принявшие на себя обязательства провести первый обмен в 2018 году в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах на основе CRS, смогли пока выполнить все необходимые условия для вступления международного договора в действие на своей территории с целью начала обмена со следующего года. Ожидается, что остальные завершат свои мероприятия к марту 2018 года, а также номинируют своих партнеров для двусторонних отношений по автоматическому обмену с сентября следующего года.
Формальности превыше всего
Интересно, что Россия не ратифицировала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене, как это произошло с Многосторонней конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым вопросам в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
Например, и Франции, и Греции, и даже Швейцарии пришлось ратифицировать Многостороннее соглашение. Российские чиновники, как и ОЭСР, считают его продолжением статьи 6 Многосторонней конвенции, предусматривавшей аж с 1988 года возможность автоматического обмена, поскольку ее «резиновая» формулировка, по их мнению, относит Многостороннее соглашение к категории «взаимных договоренностей», существующих без соответствующего оформления в качестве самостоятельного международного договора, что является достаточно дискуссионной квалификацией.
Одновременно ОЭСР подчеркивает, что «в то время как Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах на основе CRS является многосторонним соглашением» (здесь специально избегается термин «договор», ведь, за него спрос строже), «отношения по обмена на основе CRS являются двусторонними по природе, и активируются, когда обе юрисдикции обладают действующим национальным регулированием для обмена на основе CRS, и номинируют друг друга в качестве предполагаемого партнера обмена».
Кто партнер России?
Согласно данным ОЭСР, Россия готова предоставлять информацию в 55 юрисдикций. В свою очередь, в Россию направлять информацию готова 71 юрисдикция. Что означает несовпадение этих цифр? Только то, что ряд стран не нуждается в информации из России, поскольку ОЭСР публикует информацию исключительно о сложившихся и активированных двусторонних отношениях по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.
Интересно, что у ОЭСР отсутствуют данные по конкретной дате начала обмена или первому отчетному периоду по целой группе стран, проявивших интерес к отправке информации в Россию.
Так, Аргентина, Бельгия, Бермуды, Британские Виргинские острова, Венгрия, Германия, Гернси, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индонезия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Корея, Кюрасао, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Словакия, Словения, Хорватия, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, и Япония указали только 21 декабря 2017 года как дату активации двусторонних отношений. Следует принимать во внимание, что банковские учреждения названных стран начинали собирать информацию о нерезидентах с момента принятия требований соответствующего национального законодательства.
Австралия, Андорра, Барбадос, Белиз, Болгария, Бразилия, Великобритания, Гибралтар, Индия, Китай, Лихтенштейн, Маврикий, Науру, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Самоа, Теркс и Кайкос, Уругвай, Чили, ЮАР готовы присылать информацию осенью 2018 года за отчетный период, начиная с 1 января 2017 года.
С 1 января 2018 года отчетный период для предоставления информации согласовали Ливан, Малайзия, Пакистан и Швейцария. За отчетный период с 1 января 2019 года предоставить информацию готовы острова Кука и Сент-Люсия.
Стоит отметить, что установленные двусторонние отношения по автоматическому обмену согласно концепции ОЭСР для его реализации не являются взаимными обязательствами конкретных юрисдикций, что означает, что они могут быть прекращены в любой момент, или вообще реализовываться юрисдикциями избирательно, исходя из собственных национальных интересов.