Эффект аннигиляции. В каких случаях разделение бизнеса приносит пользу
На протяжении уже нескольких десятилетий мы наблюдаем картину трансформации многих транснациональных компаний от моделей органического роста, за счет увеличения объемов продаж на существующих и новых рынках к моделям синтетического роста, или покупки роста, за счет сделок слияний и поглощений M&A.
Суть синтетического роста очень проста: многим компаниям нужны темпы роста оборотов, рентабельности, отдачи на вложенный капитал. Причем результаты должны быть выше депрессивного рынка, а также необходимо приобрести новые, не существовавшие до этого компетенции. И вроде бы стратегия слияний и поглощений оправдана данными факторами, однако есть важное «но»: любая сделка слияния и поглощения — это всегда консолидация активов, задача с которой многие компании справляются достаточно успешно, а также интеграция организационных структур и людей.
С этой задачей у компаний всегда много сложностей, так как люди сами по себе в подобных сделках не склонны к интеграциям и эффективному взаимодействию. По статистике каждая пятая сделка слияния и поглощения рапортует о провалившейся интеграции. Итогом становится полный провал попыток достичь запланированных синергетических эффектов. В связи с этим компании начинают задумываться об аннигиляции — разделении бизнеса на юниты с целью повышения их рыночной стоимости. Это обратный эффект синергии, когда 1+1 = 3. В аннигиляции — целое стоит меньше его отдельных частей, которые нужно выделить в отдельные, независимые SBU (стратегические бизнес единицы).
Я бы выделил четыре основных типа аннигиляции, исходя из ее необходимости и целей:
1. Фрагментация. Данный тип аннигиляции используется для трансформации внутреннего подразделения компании, например департамента логистики, в обособленную логистическую «дочку», которая помимо внутреннего корпоративного сервиса будет оказывать свои услуги внешнему рынку, превращая себя в новый центр прибыли для компании. Таким образом компания выделяет свои внутренние подразделения в новые направления бизнеса — превращая саму себя из моноцентра прибыли в полицентричную структуру. Характерным примером могут послужить логистические дочки крупных мировых ритейлеров, выросшие из простых подразделений по управлению цепочками поставок. При фрагментации следует помнить, что новое направление бизнеса компании можно быть конкурентоспособным и не прибегать к помощи внутрикорпоративной структуры. Такой соблазн всегда велик, многие дочерние компании пытаются покрыть свои убытки за счет внутригруповых операций, этого делать не стоит. Бизнес должен быть конкурентоспособным и прибыльным, это основа для дальнейшей фрагментации с целью увеличения стоимости компании.
2. Spin off (разделение бизнеса с целью продажи). Данный путь подразумевает покупку целого актива или компании с целью последующего разделения, дробления для продажи фокусным инвесторам, которым не интересна компания в целом, а интересны отдельные, не обремененные активы. Такие инвесторы готовы платить премии за возможность не покупать компанию целиком и принимать на себя обязательства по не интересующим их активам. Главный герой персонажа Дени Де Вито в известном фильме «Чужие деньги» как раз этим и занимался. Важным аспектом разделения бизнеса в режиме spin off является разделение компании таком образом, чтобы сбалансировано достигать увеличения капитализации каждой части, иными словами, если при разделении один из (например) 5 активов получает сверхстоимость, а другие 4 — обесценены или имеют отрицательную стоимость — подобные явления недопустимы. Это как продать отдельно мотор от автомобиля. Продавая ключевой актив, мы вешаем впоследствии на себя проблему с реализацией оставшихся, никому не нужных активов.
3. ECO (Economic-Carve-Out) — выделение, обособлении части бизнеса, которая впоследствии выводится на IPO. Очень часто подобное разделение с выводом сепарированной компании на биржу наблюдается у высокотехнолгичных компаний, занятых серийными поглощениями стартапов с последующей интеграцией. Этап интеграции нужен для того, чтобы впоследствии синтезировать новое направление, новую компанию, которая будет с бОльшим успехом котироваться на бирже, нежели сама группа.
4. Бизнес сплит (Business Split) — разделение бизнеса собственниками не с целью «развода» по интересам, а с целью повышения стоимости каждого актива. Например, мы сегодня часто наблюдаем как компании переходит на модель операционного холдинга. Обычно в таких случаях происходит выделение части производства и логистики в одну структуру и торгового дома (продажи и маркетинг) в другую структуру, которые работают при этом под единым контролем. Также бизнес сплит характеризуется выделением успешных активов, компаний в новые проекты и под-проекты.
Сами по себе аннигиляции бывают вынужденными, когда компании прибегают к разделению вследствие неуспешной интеграции в сделках слияний и поглощений, а также запланированными — когда компания заранее ставит задачу трансформироваться из моноактива, дробя целевую компанию или актив на рыночно привлекательные юниты. В любом случае, аннигиляция есть возможность достижения рыночного роста и капитализации всей компании, но через ее отдельные активы.