Евросоюз решил сделать исключение в применении экономических санкций против России, вступивших в силу 31 июля 2014 года. Из-под действия секторальных ограничительных мер выводится ракетное топливо (гидразин), которое будет использовано в российско-европейском проекте по исследованию Марса ExoMars-2020. Об этом говорится в решении Евросовета, опубликованном в Официальном журнале Евросоюза. Оно вступит в силу 2 декабря 2017 года.
В Евросоюзе убеждены, что ограничительные меры, наложенные в 2014 году, не должны влиять на европейскую космическую отрасль. «Совет считает, что определенные операции в отношении гидразина, упомянутые в общем военном списке Евросоюза, необходимые для модуля-перевозчика ExoMars, а также спускаемого модуля ExoMars в рамках миссии ExoMars 2020, должны быть разрешены», — отмечается в документе.
В этой связи снимается запрет на продажу, поставку, передачу, экспорту и импорт, закупку или транспортировку гидразина с концентрацией 70% или более. При этом «объем гидразина, предназначенного для испытаний и полета спускаемого космического модуля в рамках миссии ExoMars-2020, не может превышать 5000 кг на всю продолжительность миссии, а объем гидразина, предназначенного для полета несущего модуля ExoMars — не должен превышать 300 кг.
Ранее Евросовет уже корректировал антироссийские санкции в отношении компонентов ракетного топлива. В октябре 2015 года было разрешено поставлять гидразин и его производные (несимметричный диметилгидразин (гептил) и монометилгидразин), используемые на российских «Протонах» при запуске спутников, изготовленных в европейских странах.
С 1990-х годов Россия закупала гидразин и гептил, используемые в ракетном топливе, за рубежом, в том числе в Германии. В 2014 году США, ЕС и другие страны Запада ввели против России санкции из-за кризиса на Украине. Обосновывалось это тем, что гидразин используется в том числе в военных программах. В 2016 году в Нижегородской области был построен завод по производству гидразина с проектной мощностью — 15 т в год.
Полет на Марс
ExoMars — совместный проект Роскосмоса и Европейского космического агентства (ESA), целью которого является поиск следов жизни на Марсе, а также изучение атмосферы этой планеты, ее климата и поверхности. 14 марта 2016 года с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». В космическое пространство был выведен межпланетный космический аппарат ЕxoМars-2016, включающий орбитальный модуль TGO (Trace Gas Orbiter) и спускаемый аппарат Schiaparelli. Основная задача миссии 2016 года — поиск доказательств наличия метана в атмосфере планеты, которые могли бы подтвердить присутствие жизни или активности в настоящем или прошлом Марса.
Пролетев в космосе почти 500 млн км, ЕxoМars-2016 в начале октября 2016 года подлетел к Марсу. Орбитальный модуль TGO вышел на орбиту, а посадочный модуль Schiaparelli вошел в атмосферу планеты для отработки технологии посадки. Но, как стало известно позднее, посадочный модуль Schiaparelli разбился на поверхности Марса из-за сбоя в работе инерциального измерительного блока, говорится в сообщении, опубликованном в среду, 23 ноября, на сайте ЕКА.
По данным агентства, 19 октября 2016 года модуль вошел в атмосферу «красной планеты». На высоте 12 км и скорости 1730 км/ч был раскрыт парашют. В этот момент блок, измеряющий угловые скорости, выдал системе управления некорректное значение высоты аппарата. «Она оказалась отрицательной, ниже уровня поверхности», — отметили в ESA.
Второй этап миссии стартует в 2020 году. Он предусматривает отправку на Марс российской посадочной платформы, разработанной Роскосмосом, и европейского марсохода, изготовленного ESA.
Читайте также интервью Forbes с координатором миссии «Розетта» Мэттом Тейлором: «На комете очень светло»