Ведущие американские информационно-аналитические центры, среди которых The Washington Post и The New York Times, сообщили о готовящейся отставке действующего госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Ссылаясь на свои источники в Белом доме, журналист NYT Питер Бейкер утверждает, что место Тиллерсона займет нынешний глава ЦРУ Майк Помпео, ведомство которого, в свою очередь, перейдет к сенатору-республиканцу Тому Коттону. Официальные лица в администрации сделали довольно неоднозначное заявление, которое не подтверждает, но и не отрицает возможность столь серьезных кадровых изменений в Западном крыле. Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс отметила, что Тиллерсон по-прежнему возглавляет Госдепартамент, а его команда сосредоточена на завершении успешного первого года президентства Трампа. Но в публикациях СМИ ничего не говорилось о конкретных сроках отставки Тиллерсона, а последнее предложение о завершении года, до которого осталось чуть больше месяца, порождает еще больше вопросов.
То, что Рекс Тиллерсон продолжает в настоящее время возглавлять внешнеполитическое ведомство США, — простая констатация факта. Сандерс не ответила на ключевой вопрос — готовится отставка госсекретаря или нет? Разговоры о возможном уходе Тиллерсона идут уже не первый месяц. Его непосредственное вхождение в большую политику раздражало многих представителей республиканской партийной элиты. Достаточно вспомнить, что наиболее ярыми противниками Тиллерсона были влиятельные сенаторы-республиканцы Марко Рубио и Джон Маккейн, а также лидер демократического меньшинства Чарльз Шумер. Впервые за тридцать лет номинант от правящей партии оказался перед угрозой блокирования (56 голосов «за», «43» против и 1 «воздержался»). Рубио, Маккейн и ряд других «слонов» не изменили свои позиции де-факто и поддержали Рекса де-юре, не желая подыгрывать сенатору Шумеру, сплотившему демократов вокруг идеи борьбы с Трампом и его кандидатами. Именно такими были стартовые позиции экс-главы корпорации Exxon Mobil на новой должности.
Сложности, с которыми сразу же столкнулся Тиллерсон, оказались труднопреодолимыми из-за отсутствия серьезного политического опыта. Многие американские эксперты писали, что давать деньги на политический лоббизм корпоративных интересов и избирательные кампании законодателей — это одно, а заниматься непосредственным формированием политики и управлять таким сложным институтом, как Государственный департамент, — совсем другое. Тиллерсон, как и Трамп, надеялся, что бизнес-навыков будет достаточно для решения задач внутреннего и внешнего характера. Но череда кризисных событий и непрекращающиеся скандалы вокруг администрации доказывают обратное. Во многих интервью Рекс подчеркивал, что президент наделил его определенной самостоятельностью в выстраивании работы подконтрольного ему ведомства. Более того, вопрос о предоставлении широких полномочий, по словам Тиллерсона, сыграл ключевую роль в его решении занять должность госсекретаря.
На деле он оказался в ограничительных тисках: администрация на протяжении нескольких месяцев рассматривала просьбы Рекса об одобрении предложенных им кандидатов, а Сенат блокировал более 30% из тех, что были согласованы Тиллерсоном и Трампом. В этих условиях госсекретарь пошел напролом, сводя общение с администрацией к минимуму. Сложилась обстановка, в которой Белый дом делает одно заявление, а Госдепартамент в лице Тиллерсона совершенно другое, противоречащее общей линии администрации. Подобное отношение привело к неизбежному конфликту с представителями военного блока в администрации — министром обороны Джеймсом Мэттисом, советником по национальной безопасности Гербертом Макмастером и руководителем администрации Джоном Келли.
Помимо внутренних противоречий изменилась и внешняя конфигурация. Кризис в Венесуэле, иранская ядерная проблематика, ужесточение санкционной политики против России и испытание Северной Кореей межконтинентальной баллистической ракеты требуют от Соединенных Штатов более решительных действий. Процесс принятия политических решений в Америке усложнен многими объективными бюрократическими барьерами и субъективными факторами (фракции, лоббисты, кокусы, специальные группы влияния и т.д.) Для облегчения этого процесса необходима скоординированная работа между ключевыми институтами администрации и профильными комитетами Конгресса. Усугубляющиеся внешнеполитические проблемы показывают, что Тиллерсон не смог устранить внутренние противоречия в Госдепе и не сумел стать опорной точкой в диалоге Белого дома с Капитолием по внешнеполитическим вопросам.
Рекс также позволял себе делать неоднозначные заявления о введении новых санкций против Москвы, затрагивающих бизнес-интересы Exxon Mobil в России. Ведущие американские СМИ не раз отмечали, что Тиллерсон при любом удобном случае использует свое положение для продвижения интересов своей бывшей компании как на внутреннем, так и на внешнем рынке. За последние полгода в американское информационное поле было вброшено большое количество материалов о конфликте между Тиллерсоном и Риком Перри — лоббистом компании Chevron, конкурента Exxon.
Потенциального кандидата на замену Тиллерсона — действующего директора ЦРУ Майка Помпео — характеризуют как последовательного и командного игрока, лишенного амбиций на самостоятельные решения. При этом он является одним из самых ярых сторонников усиления санкций против России, выступает за предоставление Украине современного наступательного вооружения и незамедлительное военное решение северокорейской проблематики. Более умеренная позиция у Помпео прослеживается в иранском направлении. С одной стороны, он придерживается общей линии администрации, называя Иран спонсором терроризма, геополитической головной болью для Америки и главной угрозой ее союзникам на Ближнем Востоке. С другой, он призывает объективно оценивать военный потенциал Тегерана как влиятельного регионального игрока. Резкая риторика вкупе с реальным пониманием положения дел позволяют относить Помпео не к «ястребам», а к категории «вооруженных голубей» (именно такой человек нужен Трампу в Госдепартаменте).
По мнению американских экспертов, иранское направление может быть отдано сенатору-ястребу Тому Коттону — возможному наследнику Помпео на должности директора ЦРУ. Коттон выступает за отмену ядерного соглашения Ирана с США в рамках стран «большой шестерки», и отличается непримиримой позицией о необходимости исключительно военного решения иранской проблематики. Однако потенциальный уход республиканца в разведку не обязательно говорит о настрое Белого дома к военным действиям против Ирана. Напротив, должность директора ЦРУ резко ограничивает возможности (в том числе и жесткую риторику) Коттона. Военный блок во главе с Мэттисом не настроен на войну, о чем свидетельствуют многочисленные заявления и выступления его членов. Главная угроза — это ястребы в Сенате, рупором которых долгое время является именно Том Коттон. Логично предположить, что для военно-разведывательного лобби гораздо выгоднее привлечь сенатора в свои ряды, тем самым ограничив его по всем направлениям.
В целом следующий год без Тиллерсона может ознаменовать урегулирование внутрибюрократических проблем и межведомственных конфликтов, мешающих нормальному функционированию администрации. При работе над этими проблемами следует ждать более решительных шагов в отношении Венесуэлы, Северной Кореи и России. В отношениях с Москвой Помпео и Коттон настроены на расширение санкций, увеличение внешних военных ассигнований союзникам НАТО в Прибалтике и Восточной Европе (особенно Польше), усиление военно-политического американского фактора в Украине и Грузии, а также сворачивание российского политического, экономического и информационного факторов в различных участках мира. В то же время на иранском треке Соединенные Штаты продолжат политику сочетания жесткой риторики и взвешенности в реализации конкретных шагов.