Предпринимательский климат в России стабильно улучшается, экономика переходит в фазу восстановления, так оценивается ситуация многими экспертами. Так ли это? Преодолевает ли малый и средний бизнес в России проблемы, мешающие его поступательному развитию? Или у предпринимательства все же есть системные проблемы, которые не так просто преодолеть?
Сегодня ряд организаций публикуют свои оценки предпринимательского климата в России. Суть этих исследований такова: репрезентативной выборке предпринимателей задают вопросы о том, как они оценивают разные стороны жизни бизнеса, например, кадровая политика, финансирование, продажи, налоги так далее.
Согласно публикуемым индексам предпринимательский климат стабильно улучшается, экономика переходит в фазу восстановления. И все хорошо, если бы не одна маленькая деталь: распространенные на российском рынке методики по оценке делового климата часто не учитывают голоса предпринимателей, затрудняющихся ответить на вопрос о будущем своего предприятия. С одной стороны, такими же подходами пользуются и за рубежом (например, институт IFO в Германии, который оценивает настроения предпринимателей около 50 лет). Но с другой стороны, в развитых странах экономическая ситуация позволяет бизнесменам давать более точные прогнозы, и доля затруднившихся стабильно мала. В России же в среднем каждый пятый предприниматель отказывается прогнозировать будущее своей компании на ближайший год, а в пик кризиса (декабрь 2014 года) — каждый второй (41%).
Что же это означает? Представим предпринимателя, который не отвечает на вопрос о будущем своего дела. Отсутствие четкого плана и ясного понимания ситуации провоцирует сомнения, которые в свою очередь приводят к пассивному поведению и отказу от стратегии роста. Высокая доля таких предпринимателей является сигналом кризисных проявлений в экономике.
Другими словами, если учитывать неопределенность в ответах бизнесменов, ситуация с предпринимательским климатом перестает быть радужной, российская экономика по-прежнему в рецессии, и выход из нее не будет таким стремительным, как ожидалось ранее. При таком подходе рост уверенности и оптимизма предпринимателей наблюдался только в течение 2016 года во многом благодаря программам государственной поддержки. Однако коренным образом переломить ситуацию не удалось. Причем после пика оптимизма в августе 2016 года настроения ухудшаются, и по прогнозам НАФИ, этот тренд будет преобладать как минимум в ближайшие полгода.
Прогнозы предпринимателей на ближайший год стали более пессимистичными. Так, если в 2015 году ухудшение финансовых результатов в перспективе года ожидали 8%, то сегодня — уже 17%. На улучшение ситуации надеялись 45% в 2015 году, а в этом году — 36%. Еще 30% полагают, что ничего не изменится (18% в 2015 году).
Самые низкие показатели демонстрируют предприятия из сектора строительства и обрабатывающего производства, наиболее высокие – в секторе розничной и оптовой торговли. Оживление в торговле во многом спровоцировано ростом розничного кредитования (снижение процентных ставок по потребкредитам и запуск карт рассрочки). По статистике Банка России, объем потребительских кредитов, выданных в первом полугодии 2017 года, вырос на 38,4%. Отмечен также рост количества выданных новых кредитных карт на 29,5%. Пессимизм же в обрабатывающей промышленности и строительстве обусловлен более длительным производственным циклом. Кредитные деньги, которые осели на руках у населения, еще не дошли до производителей. Когда это случится, можно ожидать рост позитивных настроений в указанных секторах.
Почему ситуация продолжает ухудшаться
Особенности конъюнктуры, безусловно, влияют на деловой климат, однако у предпринимателей всех отраслей есть системные проблемы, заключающиеся в них самих и в правилах игры. Результаты трехлетнего опроса предпринимателей обнажили первую фундаментальную проблему — пассивность российского «предпринимательского класса», нежелание развивать и масштабировать бизнес, повышая таким образом свою конкурентоспособность. Российское предпринимательство носит вынужденный характер. Предпринимателями часто становятся не в силу собственного желания, а под воздействием внешних причин: отсутствие работы в 90-х годах, низкий уровень зарплаты в регионах и т.д. При это меняется форма трудовой занятости (вместо наемного рабочего появляется фигура «предпринимателя», самозанятого). При этом инструменты и общий поход к работе остаются прежними, как у «наемников». Российский предприниматель текущего «поколения» воспроизводит привычные шаблоны ведения бизнеса, не стремится создавать что-то новое, не владеет финансовой грамотностью. Каждый пятый предприниматель
(19%) осуществляет краткосрочное финансовое планирование (на месяц), 24% ведут учет доходов и расходов письменно в тетради или в уме, часто сталкиваются с кассовыми разрывами (37%). Как итог: низкая степень адаптивности бизнеса к новым условиям. Любые конъюнктурные изменения воспринимаются болезненно и зачастую заставляют сворачивать бизнеса. Так, кризис 2014-2015 годов привел к массовому снижению спроса на продукцию МСП, что в свою очередь значительно сказалось на прибыли. При этом у большинства предпринимателей не было стратегий, которые предусматривали бы выход из подобных ситуаций.
Общая пассивность большинства российских предпринимателей разворачивается на фоне второй фундаментальной проблемы — молодости института предпринимательства в РФ. Государство продолжает поиск оптимальных правил игры, это приводит к постоянным изменениям, уследить и приспособиться к которым очень сложно. Пока не осознаются и не учитываются особенности российского предпринимателя «текущего поколения». Например, государство исходит из того, что предприниматель грамотный и проактивный субъект экономических отношений, но по факту сталкивается с иным поведением. Большинство предпринимателей воспринимают их в штыки изменения и не с трудом разбираться в вводимых государством новшествах (будь то онлайн-кассы или ужесточение требований ФНС в рамках ФЗ №115).
Пассивность предпринимателей
Дело в том, что традиции и институт предпринимательства в России были почти полностью уничтожены в результате Октябрьской революции 1917 года. Предприниматели до революции были известны качеством продукта, инновационными идеями, уникальными управленческими решениями, знаменитыми во всем мире. Кроме того, тот период характеризовался тесными экономическими связями с другим странами, активно осуществлялся международный обмен. Вологодское масло Верещагина, парфюмерия фабрики «Новая заря», швейные машинки Зингера, электрические приборы Яблочкова и т.д. экспортировались во многие страны мира и имели серьезный успех. Нефтяные и финансовые корпорации были включены в общемировой рынок и имели штаб-квартиры в крупных европейских городах.
С приходом советской власти заводы и мануфактуры были национализированы, а предприниматели эмигрировали в другие страны. Традиции предпринимательства были прерваны. Общество трансформировалось в сторону патернализма и общей пассивности. И даже после распада Советского Союза данный стиль мышления превалирует.
Без сомнения, точечными мерами исторически сложившиеся проблемы решить сложно, слишком тесно они связаны с культурой ведения бизнеса и с психологией самих предпринимателей. Смена моделей ведения бизнеса будет успешна только со сменой поколения. Поколение Z может стать новым образцом предпринимателя: грамотным, проактивным, креативным, включенным в глобальные процессы. Но для достижения поколенческого сдвига государство уже сейчас должно концентрировать свои усилия именно на молодежи. Уже сделаны некоторые шаги, например, внедряются программы по обучению школьников и студентов финансовой грамотности как основы рационального ведения бизнеса. Эти инициативы должны дополняться преподаванием истории предпринимательства с трансляцией лучшего опыта, а также обучением преподавателей (по принципу «teach the teachers»). Только в таком триединстве можно достичь изменения культуры и института предпринимательства.
![endif]--![endif]--![endif]--![endif]--![endif]--![endif]--![endif]--![endif]--![endif]--![endif]--![endif]--