За четыре года модель поведения российских потребителей сильно изменилась: они настроены на экономию и постоянно ищут товары по более низким ценам, cтали более разборчивы в покупках и обращают меньше внимания на бренды, показало исследование потребительских настроений, проведенное The Boston Consulting Group (BCG) под названием «Российские потребители: что поставлено на карту?».
35% участников опроса подтвердили, что сокращают общий объем потребления, 50% предпочитает копить, а не тратить. Доля базовых расходов (на еду, транспорт и ЖКХ) в структуре потребления увеличилась незначительно — с 59% до 60% в 2017 году.
В ходе исследования BCG опроcила 4000 респондентов по 42 категориям покупок в трех направлениях (продовольственные и непродовольственные товары, услуги).
Изменилось не только распределение расходов в отношении разных категорий товаров и услуг, но и подход к покупкам в целом: просто платить за удобство или более качественный сервис россияне в целом уже не готовы, выяснили авторы исследования.
Новая поведенческая модель российского потребителя постепенно приближается к модели стран Восточной Европы, констатируют авторы исследования.
Копить, а не тратить
50% планируют отложить крупные покупки и гораздо реже действуют под влиянием импульса. В то же время потребители перераспределяют расходы в пользу тех категорий, которые связывают с более высоким качеством жизни, — это здоровое питание, детские товары, лекарства, образование, путешествия, и сокращают траты на алкоголь, табачные изделия, готовую/замороженную еду и т.п.
Меньше стало тех, которым покупка новых вещей помогает почувствовать себя счастливым: их число сократилось с 60% до 46% в 2013–2017 годах, пишет BCG.
Снизилась и ценность брендов: лишь 24% респондентов считают, что товарные марки отражают их ценности. Более позитивно российские потребители относятся к брендам цифровых компаний, электроники и непродовольственных ретейлеров, менее лояльно — к брендам банков, телекомов и товаров для повседневного спроса.
Смотря с кем сравнивать
Россия смотрится позитивно на фоне других развивающихся рынков. У россиян – самый высокий показатель ВВП на душу населения среди стран БРИК — $23 053 в 2016 году. Но по подсчетам BCG, этот показатель ежегодно снижался на 1% в 2011-2016 годах. При этом рост среднедушевых доходов населения в номинальном выражении значительно отстает от темпов инфляции: 6% против 13% в среднем в год в 2013–2016 годы.
По подсчетам Всемирного банка, реальные располагаемые доходы россиян сократились на 10% с 2014 года.
Тем не менее, россияне стали меньше беспокоится о будущем (снижение на 5 процентных пунктов до 72% в 2017 году по сравнению с 2013 годом), но в то же время снизился их общий оптимизм, зафиксировала BCG. С тезисом «я с оптимизмом смотрю в будущее» в 2017 году согласились лишь 55% опрошенных против 70% в 2013 году. 40% респондентов главной причиной опасений называют риск потери работы и финансовой стабильности, что в целом ближе к модели развитых стран, отмечает BCG.
Территориальная дифференциация доходов сохраняется. По подсчетам BCG, по уровню доходов населения российские города отстают от Москвы в 1,9 раза, сельские районы – в 3,6 раза. По данным Росстата, сейчас среднемесячный доход в Москве составляет 59 100 рублей, в Санкт-Петербурге — 41 400 рублей.