К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В режиме экономии: каждый третий россиянин сокращает расходы

Фото Andrea Comas / Reuters
Фото Andrea Comas / Reuters
С оптимизмом смотрят в будущее лишь 55% опрошенных в 2017 году против 70% в 2013 году

За четыре года модель поведения российских потребителей сильно изменилась: они настроены на экономию и постоянно ищут товары по более низким ценам, cтали более разборчивы в покупках и обращают меньше внимания на бренды, показало исследование потребительских настроений, проведенное The Boston Consulting Group (BCG) под названием «Российские потребители: что поставлено на карту?».

35% участников опроса подтвердили, что сокращают общий объем потребления, 50% предпочитает копить, а не тратить. Доля базовых расходов (на еду, транспорт и ЖКХ) в структуре потребления увеличилась незначительно — с 59% до 60% в 2017 году.

В ходе исследования BCG опроcила 4000 респондентов по 42 категориям покупок в трех направлениях (продовольственные и непродовольственные товары, услуги).

 

Изменилось не только распределение расходов в отношении разных категорий товаров и услуг, но и подход к покупкам в целом: просто платить за удобство или более качественный сервис россияне в целом уже не готовы, выяснили авторы исследования.

Новая поведенческая модель российского потребителя постепенно приближается к модели стран Восточной Европы, констатируют авторы исследования.

 

Копить, а не тратить

50% планируют отложить крупные покупки и гораздо реже действуют под влиянием импульса. В то же время потребители перераспределяют расходы в пользу тех категорий, которые связывают с более высоким качеством жизни, — это здоровое питание, детские товары, лекарства, образование, путешествия, и сокращают траты на алкоголь, табачные изделия, готовую/замороженную еду и т.п.

Меньше стало тех, которым покупка новых вещей помогает почувствовать себя счастливым: их число сократилось с 60% до 46% в 2013–2017 годах, пишет BCG.

 

Снизилась и ценность брендов: лишь 24% респондентов считают, что товарные марки отражают их ценности. Более позитивно российские потребители относятся к брендам цифровых компаний, электроники и непродовольственных ретейлеров, менее лояльно — к брендам банков, телекомов и товаров для повседневного спроса.

Источник Росстат

Смотря с кем сравнивать

Россия смотрится позитивно на фоне других развивающихся рынков. У россиян – самый высокий показатель ВВП на душу населения среди стран БРИК — $23 053 в 2016 году. Но по подсчетам BCG, этот показатель ежегодно снижался на 1% в 2011-2016 годах. При этом рост среднедушевых доходов населения в номинальном выражении значительно отстает от темпов инфляции: 6% против 13% в среднем в год в 2013–2016 годы.

По подсчетам Всемирного банка, реальные располагаемые доходы россиян сократились на 10% с 2014 года.

Тем не менее, россияне стали меньше беспокоится о будущем (снижение на 5 процентных пунктов до 72% в 2017 году по сравнению с 2013 годом), но в то же время снизился их общий оптимизм, зафиксировала BCG. С тезисом «я с оптимизмом смотрю в будущее» в 2017 году согласились лишь 55% опрошенных против 70% в 2013 году. 40% респондентов главной причиной опасений называют риск потери работы и финансовой стабильности, что в целом ближе к модели развитых стран, отмечает BCG.

 

Территориальная дифференциация доходов сохраняется. По подсчетам BCG, по уровню доходов населения российские города отстают от Москвы  в 1,9 раза, сельские районы – в 3,6 раза. По данным Росстата, сейчас среднемесячный доход в Москве составляет 59 100 рублей, в Санкт-Петербурге — 41 400 рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+