К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Матрешка, водка, балалайка. Как будет работать система tax free в России

Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Иностранные граждане, купившие в России товары, могут рассчитывать на возврат НДС. Однако процедура компенсации пока совсем непроста

Шестнадцатого ноября Государственная дума внесла поправки в Налоговый кодекс, которыми в России вводится система Tax free. Иностранные граждане, купившие в России товары (общей стоимостью более 10 000 рублей в течение одного дня), вправе будут получить компенсацию НДС, приходящегося на эти товары (18%, которые включены в сумму чека за минусом стоимости «услуги по компенсации суммы налога»).

Не будем подробно останавливаться на тезисе о том, что это обычная практика во многих странах, в которых введен НДС. Также эта правильная мера, которая соответствует природе НДС, исключает его двойное налогообложение в различных странах (в стране вывоза и в стране ввозе).

Вопросы, которыми задается любой любознательный читатель такой новости, могут быть сформулированы примерно так: «Зачем это нужно в России?» и «Как реально будет работать механизм компенсации НДС — будет ли это доступно и просто как для туристов, так и для магазинов?».

 

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту правительство оценило расходы бюджета в размере 150-200 млн рублей в год. Кроме того, расходы ФТС и ФНС России по введению новой системы составят около 260 млн рублей единовременно и 94,22 млн рублей ежегодно. Однако тут же правительство оптимистично указало, что «компенсация расходов федерального бюджета предполагается за счет увеличения туристического потока из дальнего зарубежья и роста объема розничного товарооборота».

Давайте подумаем, будет ли так.

 

Цель — увеличение товарооборота матрешек

Эффект от введения системы Tax free европейскими странами, рассчитан на шоп-туристов, которые покупают достаточно дорогие товары люксовых европейских брендов. Расходы бюджета на возмещение НДС при вывозе товара оправданы наличием конкурентоспособного предложения товаров и спросом со стороны иностранных туристов.

Спрос на какие отечественные товары собирается повысить правительство России?

В интернете нетрудно найти весьма небольшой список незатейливых российских товаров, которые пользуются неизменным спросом у иностранцев: матрешка, шапка-ушанка, водка, валенки, икра, шоколад, мед, павловопосадские платки, самовары, пряники, лапти. Исходя из этого, вполне можно предположить, что именно эти товары были выбраны правительством России в качестве драйвера роста российской экономики. Жаль только, что на самом деле все эти товары не предполагают длинной производственной цепочки и не способны сколько-нибудь эффективно повлиять ни на туристический поток, ни на российский товарооборот в целом.

 

Поставщики услуг по компенсации суммы НДС

Для «продавцов матрешек», которые хотели бы привлекать иностранных туристов возможностью компенсировать НДС, не все просто.

Не каждый розничный магазин сможет получить право выдать чек, на основании которого будет произведена компенсация НДС. Для этого магазин должны включить в перечень Минэкономразвития.

Для того чтобы попасть в этот список, магазин должен находиться «в местах размещения, перечень которых утверждается правительством России». В настоящее время о таких местах ничего не известно, но можно предположить, что это будут в первую очередь аэропорты.

Кроме того, магазин должен соответствовать «критериям отбора организаций розничной торговли, определяемым правительством России». Аналогично о таких критериях на настоящий момент ничего не известно. Какими они будут, сейчас предположить затруднительно.

Только те магазины (организации торговли), которые будут удовлетворять указанным условиям и будут включены в «специальный» список, смогут оказывать иностранным покупателям услуги по компенсации суммы НДС. Это будет дополнительный заработок таких магазинов — ведь они будут «возвращать» НДС за вычетом суммы своего вознаграждения. Какова будет стоимость такой услуги, закон не регулирует. Наверное, для иностранных туристов может стать сюрпризом, если в каком-то магазине стоимость услуги составит 50-75% от суммы компенсируемого НДС.

 

«Утром» вывези — «вечером» получи компенсацию

С точки зрения иностранного туриста, процедура компенсации также не выглядит достаточно простой.

Во-первых, нужно найти магазин, который вместе с товаром выдаст чек на компенсацию НДС. В магазине нужно попросить указанный чек. В этом процедура не сильно отличается от того, как она выглядит в европейских странах.

Но далее право на обращение за компенсацией возникнет только после того, как товар вывезен за границу, — на чеке должна быть поставлена  отметка таможенного органа о вывозе. Только предъявив чек с такой отметкой, можно получить компенсацию НДС.  Видимо, предполагается, что иностранный турист сделает это при последующем возвращении в Россию (право на компенсацию сохраняется в течение 1 года после приобретения товара).

Отдельный вопрос — к кому должен обратиться иностранный турист для получения компенсации. В законе об этом ничего не говорится. Но из контекста можно сделать вывод, что компенсацию он получит в том же самом магазине, в котором он ранее приобрел товар.

 

При таком понимании процедуры компенсации НДС становится понятно, каков предполагаемый правительством механизм «увеличения туристического потока из дальнего зарубежья» — для получения компенсации НДС нужно еще раз вернуться в Россию! И непременно не позднее, чем через 1 год!

Может быть, закон будет еще изменен, и процедура компенсации на самом деле будет выглядеть более комфортной для туристов. Но сейчас вряд ли можно рассчитывать на то, что введенный механизм каким-то существенным образом повлияет на туристический поток и объем товарооборота.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+