К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новый барометр ЦБ: почему регулятору вредно читать новости

Фото DR
Фото DR
Идея аналитиков ЦБ сыграть на опережение статистики и создать индикатор, который сможет оценивать динамику экономической активности на основе ежедневных новостей, огорчает: 30 лет прошло впустую.

Как сообщила газета «Ведомости», департамент исследований и прогнозирования ЦБ России недоволен запаздыванием данных Росстата. Чтобы восполнить пробел, его аналитики представили новый опережающий индикатор экономической активности, рассчитанный на базе «ежедневного анализа новостных сайтов с применением машинного обучения».

По задумке автора исследования Ксении Яковлевой, такой индекс даст возможность оперативно оценивать ситуацию в экономике еще до публикации официальной статистики. Рассчитываться же он будет на базе новостей, опубликованных на некоем «информационном ресурсе, посвященном экономической тематике». На каком именно ресурсе, ни автор, ни представитель ЦБ не уточнили в разговоре с «Ведомостями», но человек, знакомый с исследованием, и человек, знающий источник данных, сказали изданию, что это vesti.ru. Напомню, что это сайт новостной телепрограммы «Вести» телеканала «Россия» ВГТРК.

Честно говоря, эта информация меня сильно огорчила. Ведь почти 30 лет назад (в 1989 году) я пришел работать во вновь организованный НИИ банков Госбанка СССР, возглавив созданный мною отдел анализа макроэкономической конъюнктуры. Идея была в том, чтобы снабжать аппарат Госбанка оперативной информацией о состоянии дел в экономике СССР, используя для этого оперативную статистику работы банковского сектора страны.

 

Это был пусть маленький, но шаг вперед от ужасающе запаздывающей информации Госкомстата СССР к той блистательной системе мониторинга хозяйственной конъюнктуры, которую когда-то отлично использовал Конъюнктурный институт Наркомата финансов СССР (1920-1928), созданный выдающимся русским экономистом Николаем Кондратьевым.

Как вспоминал его ученик Александр Конюс, задачи мониторинга, созданного Кондратьевым, были весьма сходны с теми, что решает аналитика ЦБ РФ сегодня: слежение за устойчивостью денежной единицы (в те годы – червонца). Под руководством Кондратьева еще в 1920 году начал вычисляться первый в истории страны индекс розничных цен. Учитывая важность работы над индексом розничных цен, Наркомфин еще до перехода Конъюнктурного института в его подчинение передавал в распоряжение последнему сведения местных финансовых органов. Они оперативно сообщали институту цены примерно по 50 городам.

 

А уже в 1923 году  Конъюнктурный институт начал публиковать единый экономический показатель динамики народного хозяйства. Единый показатель вычислялся как среднее геометрическое от взвешенной определенным образом комбинации индексов. Их было восемь: цены, денежное обращение, продукция тяжелой и легкой индустрии, товарооборот, труд, торговля и грузооборот. Новизна единого показателя заключалась в том, что он объединял по существу разнородные динамические ряды, обладающие общим свойством — отражать главные элементы хозяйственной динамики. Единый показатель в изданиях института первоначально назывался «экономическим барометром». Название это было условным, так как индекс только констатировал, а не предсказывал конъюнктуру. В точном смысле барометр стал вычисляться Михаилом Игнатьевым позднее и публиковался с 1927 года. Это был барометрический показатель покупательной силы денег. Он предсказывал колебания цен частного рынка по предваряющему эти колебания движению комбинированной кривой, которая изображала разность между денежной и товарной массой. Барометр стал действовать с апреля 1924 года.

И вот спустя почти 100 лет, вместо создания эффективного «барометра» экономики на основе оперативно собираемой через интернет информации от банков «с мест» и от статорганов в регионах, что технически куда проще, чем при Кондратьеве, аналитики ЦБ будут делать выводы об экономике на основе «отредактированного эха». А как иначе назвать новостные публикации на сайте государственной телекомпании, которые отражают случайно (а не систематически) дошедшую до сведения журналистов информацию, да притом еще и отредактированы так, чтобы не навлечь на себя гнев высокого начальства?

Это тем более позорно на фоне того, что уже много лет в нашей стране действуют вполне качественно спроектированные барометры конъюнктуры, основой которых служат периодические опросы специалистов российских компаний. Так, в ИМЭМО РАН с 2001 года выпускает бюллетень «Российский экономический барометр» о состоянии дел в российской промышленности. Сходную работу делает уже много лет и Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН.

 

Однако, все это для аналитиков ЦБ недостаточно модно – тут же нет систем машинного обучения распознаванию текстов! А потому они решили анализировать заметки журналистов, которые сами пишут их, опираясь на публикации и сообщения ЦБ.

Иными словами, создается замкнутый контур циркуляции информации и оценок, очень слабо связанных с теми реальными процессами, которые протекают на просторах нашей родины с ее – не будем об этом забывать – огромным «теневым сектором», которого не видят ни Росстат, ни журналисты «Вестей», но в котором трудятся более 20 млн россиян. Все это можно реально оценить только по оперативной первичной финансово-экономической информации с мест. Но мало реально – по заголовкам теле-новостей.

Такой глупости не было даже в плановой экономике СССР. «Мы в восхищении!» — © Кот Бегемот (М.А. Булгаков).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+