К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Общество потребления. Почему россияне любят стоять в очередях

Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Очередь в советское время — это следствие дефицита и всеобщей бедности. Сейчас стояние в очереди можно воспринимать как индикатор превращения России в нормальную капиталистическую страну

Новостные разделы интернет-СМИ переполнены сообщениями одно громче другого. Люди занимают очереди за айфонами за три дня. Место в очереди продается за 89 000 рублей. «Кавказцы» пролезли без очереди, разогнав силой впереди стоящих. Перепродаются только что купленные айфоны. Власти подогнали автобус к точке распродаж, дабы люди могли согреться и так далее.

Что все это означает? А означает только одно — еще одной приметой того, что Россия превращается в нормальную капиталистическую страну, стало больше. Нервный ажиотаж пред началом продаж очередной модной новинки, в данном случае — iPhone X — типичное поведение в развитых странах.

Очередь в советское время — это следствие дефицита и всеобщей бедности. В очереди стояли, чтобы купить необходимое. Сегодня дефицита нет в принципе и выделиться трудно. Раньше счастливый обладатель джинсов, кроссовок и тому подобной ерунды, шел по улице и все видели — он состоялся, он имеет доступ к дефициту, наверное, сынок заведующего базой или сам фарцовщик — человек, умеющий жить. Теперь выделиться можно только очень дорогими нарядами и причиндалами, но такой путь объективно открыт лишь для немногих, да и обладатели вещей с заоблачными ценами по улицам не хотят, и тусуются среди своих. А выделиться, тем не менее, хочется.

 
И остается один вариант — стать первым обладателем престижной вещи. Пусть на сутки раньше других, но раньше.

Вот в чем заключается психологический механизм предпродажной гонки, борьбы за место в очереди, за право первым ворваться в магазин. По большом счету, цена айфону, пусть и новейшей модели, — копейка. При большом желании «поднять» эту сумму может каждый второй, и даже дорогой чехольчик, или люксовое исполнение особой роли не сыграют и отношения к их обладателю не поменяют. А вот блаженное ощущение, что ты попал в число первых его владельцев, сродни чувству у спортсмена первым пересекшим финишную линию.

Конечно, российская специфика вмешалась в гонку за айфонами. Если на Западе все-таки в подобных очередях стоят в основном те, кто хочет первым приобрести лакомый товар, испытать драйв и впрыск адреналина в вены от рывка в открывшиеся заветные двери, то в России большую их часть, судя по опросам, составили банальные перекупщики, люди, желающие подзаработать на стремлении других первыми заполучить новый смартфон.

 

В массовом обществе, каковым Россия де-факто уже является, выделиться можно только на предметах массового же спроса, в самом широком смысле слова. Нужно, чтобы твое достижение было всем понятно и знакомо. iPhone знают все, как и то, что вышла очередная его модификация. А если бы человек купил (ну или сделал) нечто оригинальное и редкое, то его могли бы оценить только единицы.

Участие в стартовых продажах сродни участию по всевозможных шоу — жанр также возможный лишь в массовом обществе. В него может попасть любой желающий, входной билет для участия сравнительно недорог  — цена того же айфона. Нужно только свободное время и определенная настойчивость и готовность толкаться локтями.

Что касается конкретного предмета ажиотажа — айфона, то хотя иные ученые уже и делают заявления о том, что этот смартфон становится предметом культа, а его фанаты образуют собой целую квазирелигиозную секту, то это, конечно, не так. В любую историческую эпоху имеются те или иные предметы, на которых фокусируется внимание общества, вокруг которых идут разговоры, вращаются интересы.

 

Скажем, в XVIII-XIX веках это были лошади. Мальчику было невозможно не разбираться в их мастях, породах, не знать самых быстрых скакунов. Все разговоры о конях и каретах тогда точь-в-точь напоминали разговоры XX века об автомобилях, их скоростях, марках и аксессуарах. И как барин в позапрошлом столетии старался иметь кучера побойчее и пощеголевитее, старался его принарядить, так и сегодня босс осознанно-придирчиво подбирает себе шофера.

Смартфоны сегодня заняли именно эту нишу. Тут несколько причин. Во-первых, они общедоступны и имеются практически у всех. Во-вторых, они многофункциональны. В-третьих, они реально необходимы. В-четвертых, имеются множество видов смартфонов, в самом разном ценовом диапазоне, и имеются возможности для их апгрейда.

День современного человека начинается и заканчивается с общения с этим девайсом. Причем особое положение он занимает в тех возрастных и целевых группах, в которых большое внимание уделяется именно «понтам». Девочка-подросток может выделиться в кругу подруг за счет смартфона с теми или иными наворотами. То же самое касается бизнес-кругов, для которых существуют свои показатели престижности — все эти Vertu и так далее. Вспоминаю, как несколько лет, когда были задержаны бандиты, избившие депутата Госдумы, то их главарь, крутил перед носом телекорреспондента своим Vertu, и хвастливо заявлял: «Вашей породе таких вовек не купить!»

Как бы там ни было, торговый ажиотаж вокруг новых смартфонов — свидетельство, скорее, здоровья нации, нежели обратного. Как некогда говорил один из американских вице-президентов: «в чем нуждается страна, так это в доброй  пятицентовой сигаре». Перефразировав его, можно сказать, если главная потребность России будет заключаться в iPhone X — то мы сможем считаться нормальной страной.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+