Конец бесплатного здравоохранения. Путин предложил гражданам разделить траты на медпомощь
Здравоохранение является одним из основных направлений, куда современное государство должно вкладывать свои ресурсы, но часть медицинской помощи населению можно оказывать не бесплатно, а с привлечением софинансирования. Об этом заявил на встрече с делегатами XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (ВФМС) в Сочи президент России Владимир Путин.
Бесплатная медицинская помощь людям обязательно должна существовать, отметил глава государства, комментирую выступление на форуме молодого врача из Индонезии. «Но с точки зрения организации самой отрасли, здесь нужно, конечно, действовать очень аккуратно, нужно, чтобы человек понимал свою ответственность за свое собственное здоровье», — отметил Путин (цитата по ТАСС). Он назвал необходимым решить, в каких сегментах и в каком объеме государство обязано оказывать подобную помощь бесплатно, а где возможно софинансирование. Президент при этом подчеркнул, что систему здравоохранения нужно организовать таким образом, чтобы каждый человек имел доступ к ее услугам.
Один из федеральных чиновников сообщил «Ведомостям», что если Путин заявил о возможном софинансировании медпомощи, значит эта тема обсуждается на самом высоком уровне. Другой федеральный чиновник финансово-экономического блока уточнил, что рассказал «Ведомостям», что обсуждается софинансирование ОМС в размере 2%, но неясно, как администрировать этот сбор, ведь человек должен понимать, за что платит. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и министр экономразвития Максим Орешкин сообщили изданию, что тема софинансирования медпомощи не обсуждается. В Минфине переадресовали вопрос Минздраву. В Минтруде от комментариев отказались.
Ранее, 5 октября, газета «Коммерсантъ» сообщила со ссылкой на два источника, что страховщики обсуждают с правительством новый эксперимент по софинансированию гражданами медицинских услуг в рамках ОМС. Пилотным регионом для эксперимента должен был стать крупный регион с высокой плотностью клиник. По данным издания, речь может идти о Москве.
В тот же день мэр Москвы Сергей Собянин опроверг информацию о планах провести в столице эксперимент по совмещению услуг обязательного медицинского страхования (ОМС) и платной медицины. «Никаких экспериментов на здоровье москвичей мы проводить не собираемся и не допустим», — написал столичный градоначальник в своем микроблоге в Twitter.
В 2016 году, Минздрав уже проводил эксперимент по запуску системы «ОМС+» (возможность купить дополнительный к ОМС полис, дающий возможность получать услуги, не предусмотренные системой бесплатной медпомощи) в Тюменской, Кировской, Белгородской, Липецкой областях и Татарстане. Но эксперимент провалился: было куплено всего несколько сотен полисов ОМС+.
Подтверждением того, что дискуссии о реформировании системы медстрахования ведутся, служит также доклад для общественных консультаций, опубликованный 3 октября на сайте ЦБ. В нем содержатся предложения по развитию медицинского страхования в России. Из документа, в частности, следует, что ЦБ обсуждает с Минздравом возможность предоставления страховщику права отказаться от взаимодействия с клиникой, оказывающей медпомощь низкого качества.
Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович пояснила Forbes, что идея небольшого взноса населения в оплату медстраховки в России уже давно обсуждается, так как в большинстве других стран люди небольшими суммами участвуют в соплатеже. «Это не связано с недостатком денег в системе. А носит, скорее, воспитательно-дисциплинирующий характер: люди начинают чуть лучше думать о сохранении своего здоровья», — отметила Попович.
По ее мнению, с самого начала в России был разработан неправильный дизайн системы медстрахования, не включающий участие самого пациента. И сейчас это участие предлагается не на паритетных началах, как, например, в Германии. Но и этот элемент участия необходим для понимания того, что ничто не дается бесплатно и нужно думать о системе выстраивания охраны здоровья. Иначе, считает Попович, нужно отказаться от страховой системы и перейти полностью на бюджетное финансирование и определить объем бесплатных услуг, чтобы за все остальное платили люди. «Но система платежа в момент потребления медуслуги самая несправедливая, потому что больше платит тот, кто больше болеет. Система сострахования, когда на входе все люди платят небольшой кусочек, а потом пользуются те, кто заболел, это справедливая социальная страховая система», — отметила эксперт.
Софинансирование медстрахования может осуществляться, по ее словам, путем отчисления небольшого процента от фонда оплаты труда работающих. Это может быть фиксированная сумма — около 300-400 рублей в год для тех, за кого платит работодатель. Эту сумму Попович объяснила ценой страхового года для тех, кто вообще не застрахован. Она напомнила, что когда министром здравоохранения и соцразвития был Михаил Зурабов (2004-2007 годы), она равнялась 6000 рублей в год. Сейчас эта сумма составляет около 9000 рублей.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов также напомнил, что во многих странах системы соцстрахования наполняются за счет взносов работодателя и работника. Он уверен, что соучастие в системе финансирования услуг по оказанию медпомощи дисциплинирует получателя этих услуг.
Кузнецов пояснил, что есть разные варианты этого соучастия. Первый предусматривает четкую конкретизацию того, что входит в систему бесплатного оказания медпомощи. Все что за ее пределами, например варианты оказания высокотехнологичной помощи, может быть софинансировано гражданином.
В другом варианте речь идет о стандартизации принципов оказания медпомощи. Если, например, по этим стандартам считается, что самый эффективный — оперативный метод лечения, но сам пациент против операции, то он может участвовать в софинансировании альтернативного метода лечения.
Третий вариант — франшиза. При нем пациент оплачивает лишь небольшую часть услуги (например, 100 рублей за вызов скорой помощи или за посещение терапевта). Он позволяет снизить число порожних вызовов скорой или отказов от визитов к врачу, к которому пациент сам записался.
Так же может быть конкретизирован порядок получения услуг (например, страховка полностью оплачивает только прием в поликлинике, а вызов врача на дом — софинансирование). Либо сооплата медицинской помощи, получаемой амбулаторно.
Кузнецов отметил, что страховщики заинтересованы в софинансировании гражданами медуслуг, что означает переход от действующей бюджетно-страховой системы оказания медпомощи к полностью страховой системе. Но он сомневается, что страховщики, занимающиеся ОМС, немедленно получат прибыль от управление этими средствами. «Размер их вознаграждения достаточно жестко фиксирован, и контроль за его получением тоже», — заявил он. И отметил, что с учетом покупательной способности российских граждан, средства, который поступят страховщикам в рамках софинансирвания, вряд ли будут безмерно значимыми.
Конституция России провозглашает право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений», — гласит пункт 1 Статьи 41 Основного закона.