К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Made in China: чем Россия и Китай могут быть полезны друг другу

Фото Reuters / Henry Browne
Фото Reuters / Henry Browne
Как перейти от улыбок на официальных встречах с чиновниками из Пекина к реальной совместной работе с китайским бизнесом

В международной практике трансфер технологий (ТТ) является необходимым условием развития мировой экономики. Этот процесс набирает обороты, поскольку период времени от научной разработки до коммерциализации стремительно сокращается. Речь не только о трансфере технологий в его классическом понимании — обучение, продажа лицензий, технологий и локализация производств крупных корпораций, но также о развитии стартапов и бизнеса на новых рынках. Как известно в выигрыше остаются обе стороны процесса — дающий получает новые рынки, роялти, лицензионные платежи и дивиденды, а принимающий — новые технологии, рабочие места и прочие мультипликативные эффекты. Развитые страны активно сотрудничают в этом направлении, однако, взаимоотношения России и Китая остаются в зачаточном состоянии. Что мешает нашим странам наладить взаимодействие?

Ретроспектива отношений

В XX веке именно СССР стал первой страной начавшей трансфер технологий в Китай. С 1949 по 1956 год в фазу расцвета советско-китайских отношений при нашей поддержке в КНР строились заводы, обучались специалисты, то есть происходила передача научно-технических достижений и инноваций. Это была наша стратегия с государственными интересами, о частных компаниях тогда речи не было. Но в конце 50-х годов, в силу того, что Никита Хрущев поссорился с Мао Цзедуном, сотрудничество СССР с Китаем пошло на убыль. И этим немедленно воспользовались западные страны, сумевшие по достоинству оценить технический потенциал Китая.

Конгресс США в 1987 году выпустил книгу под название «Technology Transfer to China». В ней детально описаны успешные кейсы, разобраны варианты, риски и возможности трансфера технологий в Китай. Стоит отметить, что на тот момент Америка существенно уступала в этих вопросах Японии и Европе. США начали трансфер технологий в Китай преимущественно с обучения персонала основам использования собственного оборудования (IBM), поставок комплектующих и размещения в КНР заводов по сборке.

 

Процесс налаживался долго и мучительно. Компания General Electric выиграла два больших заказа, только благодаря готовности передать технологию новых материалов и производства. На тот момент G.E. не создавала производственных мощностей в Китае, хотя важная часть их контракта предусматривала, что страна будет производить части продукции (локомотивы) самостоятельно. Согласование и подписание первого контракта заняло несколько лет, зато на второй потребовалось всего несколько месяцев, благодаря тому, что среди участников сложились доверительные отношения.

Компания Wang Laboratories запускала совместные предприятия по сборке микрокомпьютеров в КНР более семи лет. Вкладывая свои ресурсы, они не получали никаких коммерческих результатов, но это была долгосрочная стратегия, которая в итоге дала положительный эффект.

 

На сегодняшний день те компетенции, которыми обладают западные коллеги несравнимы с российскими. Они уже вооружили знаниями и технологиями китайцев и расширили свои связи на этом рынке, выстроив государственные и частные институты по взаимодействию.

Например, для открытия автомобильного завода в КНР – 51% доли совместного предприятия необходимо отдать китайскому государству. Но концерны BMW, Volkswagen, Honda и другие автопроизводители завозят в Китай технологии, оборудование, знания, сотрудников и ноу-хау, соблюдая эти условия. Их не пугают ограничения и барьеры, они идут на эти условия, понимая и масштаб рынка, и свои профиты.

В августе американский президент Дональд Трамп поручил проверить законы Китая, его политику и практику, которая может приносить вред американской интеллектуальной собственности, инновациям и технологическому развитию. Однако вряд ли это заставит американские компании уйти с китайского рынка, который приносит им миллиарды.

 

Страх перед Китаем

На мой взгляд, одна из главных причин, по которым России не удается выстроить бизнес на территории Китая - банальных страх. Страх, вызванный непониманием рынка и недостатком информации о правилах игры, останавливает многих владельцев крупного и среднего бизнеса от экспансии в КНР.

Мы слышим много историй о том, как китайцы копируют технологии, нам страшно от того, что наш бизнес не защищен в КНР. Но так происходит везде. Поэтому на китайском рынке, как и на любом другом, важна правильная защита интеллектуальной собственности и структурирование бизнеса.

Стратегически для России необходимо, чтобы конечный бенефициар находился в российской юрисдикции, что не всегда выгодно компаниям, которые пытаются уйти от налогов. Хотя в случае с китайским налогом на дивиденды Россия имеет одни из лучших условий – всего 5%, на роялти 6%, а на проценты – вообще 0%. Для сравнения при выводе средств из Китая в Гонконг налог на роялти и дивиденды составит от 7 до 10%.

Многие сомневаются в соблюдении интеллектуальных прав в КНР, но и в этом аспекте Китай достиг заметного прогресса. Яркий пример – компания New Balance, которая в течение 10 лет проигрывали тяжбы, но в 2017 году суд КНР обязал китайских производителей выплатить ей 1,5 млн долларов за нарушение авторских прав. Недавно компания Qualcomm, разрабатывающая беспроводные средства связи и микроэлектронику, выиграла в Шанхайском суде иск, получив компенсацию в размере $15 млн. Что же изменилось?

Во-первых, китайские компании стали судиться за интеллектуальные права между собой, и соответственно суды научились работать с такими обращениями. Во-вторых, предприятия КНР вступили в борьбу за международный рынок, значит, надо соблюдать правила игры. И, в-третьих, без этого невозможно воплощение в жизнь плана Made in China 2025, суть которого – сделать Китай глобальным лидером в сферах машинного обучения, биотехнологиях и робототехники, а также выйти на новый уровень развития.

 

Российская и китайская специфика

Россия – кузница талантов. Но по ряду причин они не всегда находят себе применение. Где-то сказывается отсутствие «предпринимательской жилки», не заложенной со школьной скамьи, где-то, хотя тут и есть неплохие сдвиги за последние годы, – отсутствие инструментов поддержки со стороны государства.. Но у нас всегда находятся «Кулибины», которые удивляют мир. Особенно, когда создают не благодаря, а вопреки.

При этом, стоит признать, что Россия никогда не будет развивать проекты в области энергосбережения и производить «гаджеты» у себя на территории. Во-первых, у нас нет инфраструктуры для реализации большинства высокотехнологичных проектов, будь то IOT, hardware, или робототехника. ИТ и ИИ не в счёт. Во-вторых, государству — а деньги идут преимущественно оттуда - это стратегически не интересно. Технологическое развитие в России опирается на реалии, которыми живет страна, — большие территориальные пространства и расстояния, суровый климат и малочисленное население. Следовательно, в приоритете оказывается оборонка, коммуникации, внедорожный транспорт и передача данных, а также технологии, связанные с увеличением рождаемости и здравоохранения.

В таких условиях остальным российским хайтек-сферам сложно найти место на локальном рынке. Тормозит развитие и то, что в начале прошлого столетия в России «вырезали» предпринимательский класс. Позже в обществе сформировалось неоднозначное отношение к бизнесменам, и сейчас мы наблюдаем картину, когда лишь 10% российских студентов хотят стать предпринимателями.

 

В Китае ситуация совершенно противоположна: более 80% студентов хотят создать свой бизнес. Хотя их немногочисленный «креативный» класс был также «добит» во время культурной революции, сегодняшний Китай предпринимает все усилия дабы восполнить этот пробел.

КНР была и пока еще остается мировой фабрикой, ориентированной на экспорт и живущей по так называемой японской технологической модели догоняющего типа. Но это не мешает ей примерять на себя роль мирового R&D-центра и замахиваться на опережающую модель и лидерство.

Есть одна простая истина: будущее не за перераспределением первичных (сырьё) или вторичных (товары произведенные из сырья) ресурсов, а в перераспределении интеллектуальной собственности и талантов. На это Китай и делает ставку. Что подтверждает объявленная стратегия инновационного развития «Made in China 2025» и «Стратегия 2030».

В стране повсеместно создаются технопарки и инкубаторы, колоссальные средства вкладываются в развитие науки и техники. Объём государственных инвестиций в фундаментальную науку, исследования и технологии с 2016 по 2020 год составит $1,58 трлн.

 

Но одними денежными вливаниями перейти на новый этап развития невозможно. Нужны знания, таланты. Поэтому китайские университеты и компании активно привлекают иностранных исследователей. Так, годовая зарплата для лучших исследователей в китайских компаниях достигает $1 млн. В США аналогичный показатель вдвое меньше.

Вместе с талантами Китаю крайне интересны сами технологии и компании из России. Да и выход на российский рынок тоже представляет интерес. Некоторые регионы нашей страны уже испытают потребность в трансфере из КНР. Мы нуждаемся, например, в промышленной робототехнике, опыте управления скоростным транспортом, развитии сельского и морского хозяйства. Все уже слышали, что Китай стал лидером в производстве черной икры?

И Россия, и Китай стараются заполнить существующие пустоты. Одним нужны «предприниматели», другим «креативный класс». Но на заполнение этих пробелов уйдет как минимум еще одно поколение, а это 25 лет. У нас есть задел для активной работы. Необходимо заложить фундамент реального сотрудничества, а не только «лобзания» на официальных встречах. Предприниматели и инноваторы – вот кто способен совершить прорыв. Но хватит бояться, необходимо действовать, другие предприниматели не ждут.

В первую очередь нам необходима проработка следующих моментов:

 
  • Подготовка технологических брокеров со знанием китайской специфики - людей, которые могли бы сопровождать промышленные предприятия на пути на рынок КНР.
  • Получение стратегической поддержки от государства. Об этом говорить довольно сложно, это вопрос щепетильный. Потребуется немалое время для осуществления сдвигов в этой области. Хотя даже такие вещи, как упомянутое выше американское пособие 1987 года были бы весьма полезны.
  • Отказ от восприятия трансфера технологий как утечки мозгов и технологий. Нужно выстраивать правильные схемы работы, структурировать бизнес, защищать свою интеллектуальную собственность и правильно продавать. Тогда в случае больших и стратегических проектов конечным бенефициаром или рояли-получателем останется государство и крупный бизнес. А в случае мелкого и среднего бизнеса – разработчик-предприниматель.
  • Восполнение информационного вакуума. Таким образом будет снят барьер страха. Информация о рынке и главное «правилах игры» жизненно необходима для обоих участников процесса. К сожалению, наше бизнес сообщество достаточно закрыто и не готово делиться информацией. Open source – мечта, но именно это может дать толчок, в том числе и в данной области.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+