Калейдоскоп настроений: вырастут ли цены на нефть после визита короля Саудовской Аравии в Москву
Генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо заявил на выступлении в воскресенье в Нью-Дели, что нефтедобывающие государства преуспели в восстановлении баланса спроса и предложения на нефтяном рынке. Встреча короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда и президента Владимира Путина, на которой главы государств заявили о продолжении сотрудничества по борьбе с избытком глобального предложения нефти, стала мощным импульсом для мировых рынков нефти.
Кувейтский эксперт в нефтяной отрасли Камель аль-Харими полагает, что визит короля Саудовской Аравии в Россию будет иметь долгосрочный позитивный эффект для мирового рынка нефти. Сейчас основной драйвер роста котировок — это ожидание возможного продления до конца 2018 года пакта ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. ОПЕК и Россия в последние недели показали, что всерьез воспринимают возможное продление сделки — это не только визит в Москву короля Саудовской Аравии, но и переговоры о присоединении к сделке других стран, оптимистические комментарии о ее перспективах.
Одно то, что два крупнейших в мире производителя нефти нашли возможность договориться, уже свидетельствует о благоприятных перспективах нефтяного рынка в ближайшие месяцы. Отказ от демпинга при растущем мировом спросе на нефть каждый год на 1,4-1,6 млн баррелей в сутки и так расширяет возможности рынка для ключевых игроков, рассказал Forbes Александр Лосев, генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом»: «Удержание цен на нефть в комфортном диапазоне $50-60/барр в течение долгого срока с одной стороны поправит бюджетные проблемы обеих стран, с другой стороны создаст определенный комфорт для покупателей нефти, а с третьей стороны не даст сланцевой нефти вытеснить обычное производство, так как не сделает все сланцевые проекты рентабельными, как это было при цен нефти в $100».
Калейдоскоп факторов
Динамика котировок нефти — всегда калейдоскоп из конъюнктурных, сиюминутных настроений участников рынка и медленно меняющихся фундаментальных факторов, в первую очередь глобального баланса поставок, считает Александр Ершов, главный редактор по товарным рынкам Thomson Reuters. Близкого мнения придерживается Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик компании «Открытие Брокер», рассказав Forbes о соотношении краткосрочной и долгосрочной динамик нефтяных котировок: «К концу 2017 года мы в базовом сценарии прогнозируем цену на нефть сорта Brent в районе $54 за баррель». А то, что сейчас нефть ушла умеренно выше ожиданий преимущественно связано со спекулятивным воздействием — заявлениями членов ОПЕК относительно перспектив продления пакта о сокращении добычи, объяснил Нигматуллин.
По его словам, без этой спекулятивной поддержки рост добычи в США, Ливии и некоторых других странах, а также укрепление доллара к корзине основных мировых валют (нефть номинирована в долларах США, и если доллар по какой-то причине укрепляется, то нефть в пересчете на доллары дешевеет из-за валютной переоценки) в ближайшие пару месяцев уведут нефть ближе к фундаментально обоснованным уровням.
Кроме того, для нефтяного рынка характерно сезонное снижение цен как раз в ноябре-декабре, добавляет Александр Ершов: «Иногда оно бывает очень глубоким и угрожающим, если это произойдет сейчас, то падение котировок будет своеобразным стресс-тестом для участников пакта».
Рынок энергоносителей может продолжить восходящую динамику в более долгосрочной перспективе — за счет изменения глобального баланса поставок. К концу 2018 года цена может подняться до $60 за баррель сорта Brent, полагает Нигматуллин: «В следующем году мы ожидаем дальнейшей балансировки спроса и предложения на рынке. До тех пор, пока предложение превышало спрос, котировки находились вблизи уровней, соответствующих себестоимости наиболее трудноизвлекаемых месторождений. Когда спрос превысит предложение, цены получат возможность преодолеть эту преграду».
Но подъем выше $60 по нефти марки Brent вряд ли возможен. По мнению Богдана Зварича, старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» такой рост стимулирует увеличение объемов операций по хеджированию со стороны американских сланцевых производителей. «Это окажет давление на рынок, как за счет операций на рынке производных инструментов, так и за счет фундаментального фактора — увеличения объема добычи в Штатах», — рассуждает Зварич.
Будет ли сделка ОПЕК?
Игроки рынка ожидают, что, если Россия, как крупнейший нефтепроизводитель, поддержит решение о продлении соглашения о сокращении добычи — картель утвердит его. «В России предстоят выборы, поэтому очевидно, что нужна более дорогая нефть, несмотря на то, что мировая российская практика показывает, что, с точки зрения экономического роста, выгоднее не снижать добычу, а наращивать объемы производства», — полагает Тимур Нигматуллин.
По мнению Александра Лосева, соглашение об ограничении добычи будет продлено как минимум еще на полгода. Нужно еще учесть тот факт, что у конкурентов России и Саудовской Аравии уже практически исчерпаны возможности по увеличению объемов добычи и разведке новых месторождений и пока можно особо не бояться конкуренции и демпинга со стороны младших партнеров Саудовской Аравии по ОПЕК.
Поэтому скорее всего соглашение заключенного в рамках ОПЕК+, не будет свернуто ранее начала 2019 года, подводит итог Зварич: утрата поддержки со стороны данной договоренности в рамках 2018 года, станет существенным негативным фактором для рынка энергоносителей и приведет к снижению нефти ниже $40 за баррель, что совершенно не выгодно странам-экспортерам, так как привет к увеличению дефицитов бюджетов.
Причинами срыва соглашения может стать выход нефти выше уровня в $70 за баррель, или обострение конфликта с некоторыми странами Персидского залива или Северной Африки, полагает Лосев: «На Востоке все договоренности соблюдаются лишь до тех пор пока это выгодно всем сторонам».