Президентским классом: все пассажиры рухнувшей «ВИМ-Авиа» вывезены
Минтранс России отчитался, что в целом завершена программа по вывозу пассажиров чартерных и регулярных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая прекратила работу из-за долгов. Десять дней назад, 29 сентября, президент Владимир Путин своим указом объявил министру транспорта Максиму Соколову дисциплинарное взыскание в виде неполного служебного соответствия за кризисную ситуацию, сложившуюся с вывозом пассажиров с зарубежных курортов.
«С начала текущей недели полеты проблемной авиакомпании практически прекращены. Остались единичные регулярные рейсы в города Дальнего Востока, которые будут выполняться по отдельным дням до 15 октября. С 16 октября все перевозки будут полностью завершены», — говорится в сообщении, опубликованном в понедельник, 9 октября, на сайте Минтранса.
Из него следует, что всего за период с 26 сентября по 8 октября 2017 года на внутренних и международных рейсах было перевезено более 36 000 человек. Из них 5000 человек были перевезены иностранными авиакомпаниями, 17 500 — самой «ВИМ-Авиа», остальные пассажиры — другими российским авиаперевозчиками.
В вывозе пассажиров принимали участие 13 авиакомпаний, в том числе два самолета из авиаотряда «Россия» (обслуживает первых лиц государства), которые были выделены на разрешение сложившейся кризисной ситуации по распоряжению президента Путина.
Соколов выразил благодарность губернаторам и всем руководителям, и ключевым специалистам авиакомпаний, аэропортов, туроператоров, топливных компаний, а также зарубежным авиационным властям за участие в разрешении кризиса. «Все обещания и достигнутые договоренности были выполнены в сжатые сроки, за это всем большое спасибо!» — отметил глава Минтранса.
Кризис на уровне Кремля
Ситуация с вылетами рейсов «ВИМ-Авиа» обострилась 23 сентября из-за долгов за услуги, топливо, аэропортовое и наземное обеспечение полетов, которые, по данным правительства, составили 1,3 млрд рублей. После чего авиакомпания официально объявила, что у нее не хватает денег для продолжения работы.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса России (мошенничество в особо крупном размере) по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами авиакомпании и задержал гендиректора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиакомпании Екатерину Павловскую. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию, и в настоящее время Следственный комитет устанавливает, где они находятся.
27 сентября ситуация, сложившаяся вокруг пассажиров «ВИМ-Авиа», которые оказались вернуться домой, обсуждалась на заседании правительства в присутствии главы государства.
Президент России назвал ничего не стоящими объяснения главы Минтранса Соколова о том, что «ВИМ-Авиа» соответствовала критериям, которые предъявляются к авиационным перевозчикам. «Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними? Что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может. Десятки тысяч людей, десятки тысяч оказались в очень сложной ситуации. Ну хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается», — заявил Путин.
Путин также счел недостаточным внимание, которое уделяет отрасли вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве транспорт. «Может быть, вы перегружены слишком?» — поинтересовался он у вице-премьера.
Тогда Путин объявил главе Минтранса Соколову о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем», — заявил тогда Путин (цитата по РИА Новости).
В тот же день Соколов, возглавившего штаб по разрешению кризиса, приостановил завоз туристов авиакомпании «ВИМ-Авиа», назвав приоритетом возврат туристов и пассажиров с просроченной датой вылета. День спустя премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении Росавиации бюджетных ассигнований в размере 98 млн рублей на обеспечение с 28 сентября комплексного обслуживания воздушных судов авиакомпании «ВИМ-Авиа». «Наша основная задача на данный момент — обеспечить возвращение людей домой. Это одно из решений, направленных на решение данной проблемы», — заявил тогда Дворкович (цитата по РИА Новости).
Из аэропорта Домодедово в аэропорт Внуково были перебазированы 9 арестованных за долги самолетов «ВИМ-Авиа», возобновилась их заправка и обслуживание. Министр транспорта Соколов договорился с руководством крупнейших топливных компаний, в том числе «Роснефти», «Лукойла» и «Газпромнефти» о бесперебойной заправке воздушных судов, выполняющих перевозку пассажиров и туристов «ВИМ-Авиа».
В результате 2 октября были завершены все чартерные программы «ВИМ-Авиа» в города Турции, Греции и Италии. В приоритетном порядке была обеспечена доставка туристов из турецкой Антальи. После этого начались плановые регулярные и чартерные перевозки на Дальний Восток, в Анадырь, Певек, Благовещенск и Магадан.
3 октября Генпрокуратура России предложила главе Минтранса Максиму Соколову рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности главы Росавиации Александра Нерадько и его заместителя. 9 октября стало известно, что по следам кризиса в «ВИМ-Авиа», Росавиация изменит метод проверки авиакомпаний. Об этом рассказал в интервью «Известиям» министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. Он отметил, что по указанию Дворковича Росавиация войдет в перечень ведомств, участвующих в реформе контрольно-надзорной деятельности. «Это связано с ситуацией с надзором, которая сегодня сложилась в авиационной отрасли. Речь идет о необходимости внедрения лучших практик риск-ориентированного подхода, профилей риска», — рассказал Абызов.
Он пояснил, что предприятия ведомств, попавших в перечень, будут разделены на шесть категорий в зависимости от степени риска. Предприятия из первых трех категорий будут проверяться регулярно, из четвертой и пятой категорий (среднего и умеренного риска) — не более одного раза за установленный период. Предприятия из самой безопасной — шестой категории — будут освобождены от проверок.
Что будет с активами «ВИМ-Авиа»
В январе-августе 2017 года «ВИМ-Авиа» перевезла чуть более 1,8 млн пассажиров, став по этому показателю 10-й авиакомпанией России. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года число переведенных «ВИМ-Авиа» пассажиров вырос на 31%. При этом средний процент занятости пассажирских кресел составил 76,1%. По объему перевозок грузов и почты авиакомпания занимает 11 место в стране (11 700 т).
Выручка авиакомпании в 2016 году составляла 17,2 млрд рублей (рост на 38% по сравнению с 2015 годом), чистая прибыль — 89,1 млн рублей (снижение в 5,7 раза). По состоянию на сентябрь 2017 года парк «ВИМ-Авиа» насчитывал 23 воздушных судна, в том числе 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015-2017 годах), по четыре — Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов — 19 лет. В июле 2017 года компания подписала соглашение о лизинге 15 новых российских самолетов МС-21.
По данным Росавиации, общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» достигла 10 млрд рублей, из них около 7 млрд рублей — задолженность перед кредитными организациями, лизингодателями, аэропортами и топливо-заправочными комплексами.
Основным владельцем авиакомпании является Светлана Мурсекаева (99% акций «ВИМ-Авиа»), ее мужу Рашиду принадлежит 1% акций. Оба они объявлены в розыск. По данным источников «Интерфакса», Мурсекаевы могут находиться в Турции.
27 сентября глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что владелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мерсекаев на совещании с кредиторами, которое состоялось в ведомстве, признал, что устал работать в авиационной отрасли и готов продать компанию за рубль.
2 октября Дворковия в ходе совещания Медведева с вице-премьерами сообщил, что есть инвесторы, которые рассматривают для себя покупку компании вместе с долгами. 4 октября он уточнил, что слышал о трех российских компаниях, которые интересуются покупкой «ВИМ-Авиа». Он пояснил, что для возможной сделки необходимо изучить весь долговой профиль «ВИМ_Авиа», понять, можно ли договориться с банками о реструктуризации долгов, с лизинговыми компаниями», — сказал Дворкович.
2 октября источник в правительстве рассказал РБК, что одним из инвесторов «ВИМ-Авиа» может стать Борис Карлов, который в 2000-е годы был управляющим директором инвестфонда TPG Aurora. По данным издания, именно Карлов привел в «ВИМ-Авиа» нового гендиректора Александра Бурдина, который с декабря 2015 до сентября 2017 года был гендиректором «Трансаэро и пытался договориться с кредиторами, чтобы возродить компанию.
4 октября российский бизнесмен Александр Лебедев, ранее владевший авиакомпанией Red Wings, заявил, что к нему обращались с предложением купить «ВИМ-Авиа». «Ну, не знаю, буду ли я участвовать», — рассказал он РИА Новости. И отметил, что согласится, «если правительство скажет «за». Это необходимо, пояснил Лебедев, так как правительство может в любой момент закрыть компанию, лишив ее сертификата. При этом бизнесмен считает, что «ВИМ-Авиа» подлежит санированию и у нее среди 120 пунктов назначения есть «очень интересные китайские маршруты». Лебедев отметил, что мог бы запустить в полеты по маршруту Москва-Симферопол девять самолетов Embraer, которые стоят в Португалии.
В «Аэрофлоте» заявили, что не интересуется активами «ВИМ-Авиа». «Аэрофлот» опровергает любые домыслы журналистов о том, что компания ведет какую-либо борьбу за активы «ВИМ-Авиа». «Аэрофлоту» не интересны ни самолеты, ни маршрутная сеть, ни другие активы авиакомпании «ВИМ-Авиа», — отмечалось в сообщении крупнейшего российского авиаперевозчика.
Представитель S7 («Сибирь») сообщил РИА Новости, что группа не интересуется покупкой «ВИМ-Авиа».