К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Звезды сошлись: почему Неймара и Мбаппе купил не «Реал»

Фото Sonia Canada / Getty Images
Фото Sonia Canada / Getty Images
Forbes рассказывает, как изменилась трансферная политика самого успешного футбольного клуба Европы

Мадридский «Реал» давно стал суперклубом, коллекционирующим трофеи, но в последние годы возвел успешность в абсолют. В сезоне 2016/17 команда второй раз подряд выиграла Лигу чемпионов. 27 лет назад такое удавалось «Милану», но в современной футбольной истории, с ее коммерциализацией и сумасшедшей конкуренцией, взять главный клубный трофей Европы два года подряд – результат уникальный. Кроме того, в прошлом сезоне «Реал» стал чемпионом Испании, выиграл Суперкубок страны, Суперкубок УЕФА и клубный чемпионат мира.

Финансовые показатели клуба тоже в полном порядке, а в последние годы «Реал» кардинально поменял свою трансферную политику. Теперь клуб не пытается купить успех на футбольном поле огромными тратами, предпочитая разумные расходы.

Последнюю по-настоящему крупную покупку «Реал» сделал в 2014-м, отдав €75 млн за Хамеса Родригеса (в тот год колумбиец блеснул на чемпионате мира), но уже спустя месяц те же €75 млн «Реал» вернул продажей Анхеля Ди Марии в «Манчестер Юнайтед». С тех пор трансферные сделки «Реала» не превышали €30 млн, при этом клуб не стеснялся продавать игроков для пополнения своего бюджета. Возникающие вакансии в составе закрывали молодые воспитанники собственной академии.

 

Например, в 2016-м проданного за €25 млн в «ПСЖ» нападающего Хесе заменил Альваро Мората, отозванный из «Ювентуса» благодаря опции обратного выкупа за €30 млн. Через год «Реал» продал Морату за €62 млн в «Челси», а его в составе заменил молодой Борха Майораль – в этом сезоне он уже забил гол в чемпионате Испании.

Особенно необычно выглядит такая стратегия на фоне трансферного безумия лета-2017. «Реал» купил только двух футболистов: защитника Тео Эрнандес из «Атлетико» (€30 млн) и полузащитника Дани Себальос из «Бетиса» (€16,5 млн). По сравнению с расходами «ПСЖ» (€238 млн), «Манчестер Сити» (€244,3 млн) или «Барселоны» (€192,5 млн) у «Реала» получился весьма скромный шопинг. И даже вундеркинд Килиан Мбаппе, слухи о переезде которого из Монако в Мадрид ходили все лето, в итоге оказался в «ПСЖ».

 

Зато летом 2017-го «Реал» продал игроков на €124 млн. Трансфер защитника Данило в «Манчестер Сити» пополнил клубный бюджет на €30 млн, а аренда Хамеса Родригеса в «Баварию» – на €13 млн. Прилично заработать получилось даже на Мариано Диасе, который провел за клуб всего 8 матчей в чемпионате – столько же миллионов евро «Реал» получил за футболиста от французского «Лиона».

Так почему же клуб, который в нулевых неприлично много тратил на звезд, так скромничает в расходах теперь?

Реальный строитель

Предприниматель Флорентино Перес, сколотивший $2 млрд состояния в строительном бизнесе, придумал стать президентом «Реала» еще в 90-х. Первая попытка в 1994 году оказалась неудачной – бизнесмен проиграл Рамону Мендосе. Тот был вынужден уступить свой пост Лоренцо Санцу всего через год из-за долгов клуба, а уже в 2000-м предстояли новые выборы.

 

К ним Перес тщательно подготовился и сумел убедить сосьос (так называют членов клуба, имеющих право избирать президента) проголосовать за себя. В числе важных пунктов его предвыборной программы были обещания закрыть долги и пополнить состав команды звездными футболистами. Так началась эпоха «галактикос», когда каждый год «Реал» устраивал оптовую закупку самых крутых игроков. Благодаря этому в составе одновременно выходили Роналдо, Бекхэм, Зидан, Фигу и другие топ-футболисты. При этом команда буксовала в чемпионате, а в Лиге чемпионов не доходила до финала с 2002 года.

Масштабный шопинг помог «Реалу» завоевать новые рынки и стать глобальным брендом. Международная фан-база неуклонно росла, а вот результаты – нет: излишне высокая концентрация суперзвезд не способствовала здоровой атмосфере в команде. Сделав ставку на международных болельщиков, Перес упустил из виду, что его пост зависит от местных фанов. Несколько чувствительных поражений вынудили Переса покинуть клуб в 2006 году.

Фото TF-Images·TF-Images via Getty Images

Он вернулся в президентское кресло уже в 2009-м и сразу же дорого закупился – в Мадрид приехали Криштиану Роналду, Кака и Карим Бензема. Тем не менее, уже тогда стали формироваться те принципы управления клубом, которые привели к нынешней стратегии разумных затрат. Покупать не только маркетинговых монстров с миллионами подписчиков в соцсетях, но и работяг, приносящих пользу на поле. Не отдавать мешки денег за взрослых звезд, а грамотно инвестировать в молодых. Стремиться к положительному трансферному сальдо. Все это – новый «Реал».

Разумный подход

Флорентино Перес, комментируя для испанской прессы расставание с Родригесом и Моратой, объяснял, что отныне «Реал» не удерживает в составе игроков, которые не получат гарантированную практику в клубе. Логично, что при таком подходе звезды предпочитают не лезть в жернова мадридской конкуренции, а искать игровые возможности в клубах попроще. Важно понимать, что состав у «Реала» не перестал быть звездным, изменилось лишь количество звезд. Если раньше их хватало на два полноценных состава, то теперь глубину и ротацию обеспечивают молодые, но перспективные ребята.

Нет острой необходимости в приглашении звезд и ради маркетинговых целей. За последние два десятилетия «Реал» уже стал глобальным брендом с огромной лояльной аудиторией.

 

Да и сам рынок футбольных звезд изменился. С 1997 по 2007 год награду «Золотой мяч» получили 10 футболистов (Роналду, Зидан, Ривалдо, Фигу, Оуэн, Недвед, Шевченко, Роналдиньо, Каннаваро и Кака) – шестеро из них оказывались в «Реале». Последние 10 лет приз лучшему делят два футболиста, один из которых и так играет в «Реале», а второй едва ли когда-то там окажется. Маркетингового потенциала Криштиану достаточно, а противостояние Месси – Роналду, как и вечный антагонизм «Барселоны» и «Реала», играет только на руку клубу.

Есть и другая – более романтичная – легенда, объясняющая новый бизнес-стиль Переса. Поговаривают, что он вдохновился историей из 80-х годов, когда в академии «Реала» выросло талантливое поколение, предопределившее доминирование команды (пять титулов чемпионов Испании) во второй половине 80-х. Пятерка игроков получила прозвище «Стая стервятников» в честь нападающего Эмилио Бутрагеньо (его прозвище было Стервятник), а остальными воспитанниками были Маноло Санчис, Рафаэль Васкес, Мигель Пардеса и Мичел.

Финансовая стабильность

Взвешенная трансферная политика не только не мешает «Реалу» побеждать, но и позволяет добиваться финансовых успехов. Недавно клуб опубликовал бухгалтерский отчет за 2016 год. Прибыль после уплаты налогов составила €21,4 млн. Доходы клуба достигли отметки в €674,6 млн, что на 8,8% выше прошлогодних цифр.

Структура доходов «Реала» выглядит сбалансированно. 20% приносят матчевые дни – €129 млн (а после запланированной реконструкции «Сантьяго Бернабеу» цифра наверняка вырастет). 37% (€277 млн) – это деньги от телевещателей. Но главная статья доходов (42%) – поступления от коммерческих партнеров (€263,4 млн). Так,  авиакомпания Fly Emirates платит «Реалу» €70 млн ежегодно за статус титульного спонсора, и недавно соглашение было продлено до 2022 года.

 

Отчет Delloite Money Football League 2017 оценил доход «Реала» за сезон 2015/16 в €620,1 млн, что лишь на €100 000 меньше, чем у «Барселоны». Выше двух испанских грандов в рейтинге только «Манчестер Юнайтед» – чемпион мира по работе со спонсорами (€364 млн коммерческих доходов).

«Реал» и «Барса» примерно одинаковые средства тратят на зарплаты (€500 млн и €507 млн соответственно), похожие суммы зарабатывают, но в последних сезонах мадридский клуб гораздо успешнее – и «Барселоны», и остальных топ-клубов. Похоже, в «Реале» наконец научились грамотно распоряжаться деньгами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+