К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сколько зарабатывают лучшие футбольные клубы мира

Сколько зарабатывают лучшие футбольные клубы мира
10 важных выводов из ежегодного футбольного отчета Deloitte

Начиная с сезона 1996/97 авторитетнейшая аудиторская компания Deloitte выпускает объемное исследование бухгалтерии футбольных клубов. Традиционно специалисты Deloitte делят доходы команд на три категории — поступления от телеправ, коммерческие (то есть спонсорские) контракты и выручка в дни матчей. Итоговый рейтинг называется Money League, ведь вместо голов и очков в этой таблице крупные суммы в евро: кто больше заработал, тот и чемпион. Топ-20 Deloitte – это самые финансово успешные футбольные клубы мира. И второй год подряд в статусном списке оказывается «Зенит» из Санкт-Петербурга. Об этом и других важных открытиях отчета Deloitte за сезон-2015/16 – в галерее Forbes.

Reuters·Pawel Kopczynski

1. Футбол генерирует все больше денег

Общемировая нестабильность, Дональд Трамп, Brexit — все это мало влияет на доходы футбольных топ-клубов Европы. Их суммарная прибыль вновь серьезно увеличилась. В сезоне 2012/13 она составляла €5,4 млрд, через год — €6,2 млрд, в сезоне 2014/15 двадцатка Deloitte заработала €6, 626 млрд. Свежий отчет зафиксировал цифру €7,417 мрлд, почти на €800 млн (12%) больше прежнего. И это стабильный, уверенный рост.

Action Images via Reuters·Jason Cairnduff Livepic

2. «Манчестер Юнайтед» 11 лет спустя вернул себе лидерство

«Юнайтед» в последний раз красовался на верхней строчке рейтинга Deloitte 11 лет назад. Затем первенство надолго захватил мадридский «Реал» (кроме этих двух клубов рейтинг пока никто не возглавлял). В сезоне 2003/04 для победы манчестерцам хватило €259,4 млн. Сейчас этого мало даже для того, чтобы попасть в десятку.

Важную роль в успехе «МЮ» сыграла новая английская телесделка. Однако сила клуба в том, что его коммерческие контракты подорожали даже больше, чем телеправа. ТВ в минувшем сезоне принесло «Юнайтед» €187,7 млн (или 27% всех доходов клуба). На фоне спонсорских и партнерских €363,8 млн (53%) это не так уж впечатляет. Еще 20% (и €137,5 млн) принесла выручка в дни матчей.

REUTERS·Albert Gea

3. «Барселона» впервые в истории обошла по доходам «Реал»

Эта гонка длилась долго и вот наконец принесла успех каталонцам. Не сказать, что очень уверенный — €620,2 млн против €620,1 у мадридцев. Но нужно отдать должное «Барсе»: ее планомерная работа в последнее десятилетия по популяризации бренда дала плоды. В сезоне-2003/04 отставание от «Реала» было внушительным — €169,9 млн против €236,2 млн; в прошлом году «Барселона» вплотную приблизилась к тогдашнему лидеру — €560,8 млн против €577 млн, а в рейтинге-2017 опередила извечных конкурентов на €100 000.

Динамика очень хорошая, и боссы каталонцев не скрывают, что собираются стать первым клубом в мире, пробившим потолок в €1 млрд доходов. Менеджмент «Барселоны» цепляется за любую возможность заработать — от азиатских и североамериканских турне до проведения на «Камп Ноу» регбийного финала Toп-14 и концертов Брюса Спрингстина.

REUTERS·Javier Barbancho

4. «Реал» поборется за первое место рейтинга Deloitte в следующем году

Увеличение доходов на 7% не спасло «Реал» от потери сразу двух позиций в рейтинге. Довольно странно видеть, что «Манчестер Юнайтед», выигравший лишь Кубок Англии, обошел победителя Лиги чемпионов. Но это в очередной раз доказывает, что финансовые победы одерживаются не столько на футбольном поле, сколько в кабинетах.

И все же в следующем году «Реал» обязательно поборется за лидерство в Money League. У клуба хорошие позиции для усиления. Например, пока не финализирован новый договор о техспонсорстве. По слухам, за возможность одевать «Реал» все еще торгуются Nike и Adidas. «Юнайтед» жирный контракт с Adidas (10 лет и 750 млн фунтов) отрабатывает с 2014-го, но мадридскому клубу экипировщики могут платить еще больше. Некоторые источники утверждают, что соглашение на 10 лет и $1,6 млрд уже подписано, однако официально «Реал» об этом не объявлял.

REUTERS·Wolfgang Rattay

5. Все участники топ-20 Money League заработали в сезоне 2015/16 больше, чем в предыдущем

Казус «Реала», увеличившего доходы, но съехавшего на третье место в рейтинге самых зарабатывающих команд мира, подчеркивает общую тенденцию. Чтобы оставаться в топе, недостаточно просто «больше зарабатывать». Нужно серьезно увеличивать доходы – только так можно выиграть в условиях сумасшедшей конкуренции.

Самый яркий пример тому – «Пари Сен-Жермен». Французский гранд предъявил €520, 9 млн вместо €480,8 в сезоне 2014/15, но откатился с 4-го на 6-е место. Для продвижения вверх нужны еще более убедительные цифры. «Бавария», например, увеличила доход более чем на €100 млн, но при этом поднялась лишь на две позиции.

REUTERS·Giorgio Perottino

6. В топ-20 Deloitte попали клубы из шести стран

По сравнению с прошлогодним рейтингом в топ-20 Money League произошли два изменения. Вместо английских клубов «Ньюкасл» и «Эвертон» в список вошли английские же «Вест Хэм» (7-е место в премьер-лиге сезона 2015/16) и «Лестер» (чемпион Англии сезона-2015/16). Таким образом, расклад по странам сохранился: у Англии — 8 представителей, у Италии — 4, у Испании и Германии — по 3, у Франции и России — по 1. Из локальных перемещений отметим успех «Ромы»: римский клуб впервые обошел по доходам «Милан».

В следующей десятке (21-30-е места) англичан тоже больше всех — четыре клуба («Ньюкасл», «Эвертон», «Саутгемптон» и «Сандерленд»). Плюс две турецкие команды («Фенербахче» и «Галатасарай»), а также по одной из Португалии («Бенфика»), Италии («Наполи»), Германии («Боруссия», Менхенгладбах) и Франции («Лион»).

ТАСС

7. «Зенит» – худший в топ-20 по выручке в дни матчей и телеконтрактам, но 9-й – по коммерческим доходам

Санкт-петербургский клуб увеличил собственные показатели по сравнению с сезоном 2014/15 почти на €30 млн — со €168 млн до €197 млн – и поднялся на одну позицию в рейтинге (с 18-го на 17-е место). В росте значительную роль сыграло удвоение телевизионных доходов — в сезоне-2015/16 по этой статье клуб получил €40,4 млн (21% всех доходов). Отметим, что в этой категории учитывается большинство выплат за участие в Лиге чемпионов. Тем не менее в теленоминации «Зенит» – последний в двадцатке Deloitte. А самое слабое место финансовой активности петербургского клуба — выручка в дни матчей. Это лишь 5% от общего дохода — €10,3 млн. Возможно, эту проблему хотя бы частично решит долгожданный новый стадион.

Тем не менее второе попадание в Deloitte Money League — результат прекрасный. Скептики могут ворчать, что спонсорские контракты клуба (особенно с «Газпромом») подписаны не по рыночной цене. Однако сейчас за этим тщательно следит УЕФА в рамках программы Financial Fair Play, и пока к «Зениту» никаких вопросов не прозвучало.

Также добавим, что Deloitte при составлении рейтинга не принимает во внимание трансферные выплаты. То есть позиция «Зенита» никак не зависит от успешных продаж футболистов – вроде трудоустройства Халка в Китай.

imago·Sportimage·ТАСС

8. «Лестер» в чемпионском сезоне повысил доходы на 23%

Сенсационный «Лестер» благодаря победе в Премьер-лиге повысил доходы с €137 млн до €172 млн. Большая часть роста пришлась на телеправа. Эта составляющая доминирует в доходной бухгалтерии «Лестера» — 74% (или €126,6 млн). При этом матчевая выручка не критично отличается от той, что имеет «Зенит» — €15,4 млн (9%).

«Лестер» впервые прорвался в Money League. И, учитывая успешные выступления в Лиге чемпионов 2016/17, имеет все шансы остаться в топ-20 еще на год. Тем более что слухи о бедности «Лестера» сильно преувеличены. Так, в сезоне 2014/15 клуб занимал 24-е место в рейтинге Deloitte, до топ-20 им не хватало менее €30 млн.

REUTERS·Wolfgang Rattay

9. В топ-20 нет клубов с равномерным распределением источников дохода

Еще одна тенденция: в доходах клубов доминирует какой-либо один показатель. Времена, когда у лидеров денежные поступления распределялись равномерно (хотя бы 30% — 30% — 40%), прошли. В актуальном рейтинге относительный баланс показывает лишь «Пари Сен-Жермен» (29% — матчевая выручка, 41% – телеправа, 30% – коммерция). У остальных намечается перекос в сторону спонсорских или телевизионных денег. Доходы в дни матчей постепенно уходят на второй план: все-таки цена на билеты растет гораздо медленнее, чем все остальное.

Из €800 млн увеличения общих доходов 49% пришлись на ТВ-права, 42% — на спонсорские доходы и только 9% — на матчевую выручку.

Интересно, что, несмотря на космическую новую телесделку на сезоны с 2016-го по 2019 годы, английские топ-клубы большую часть денег получают от спонсоров. В отличие от более скромных «Вест Хэма» (60% доходов — деньги от телевидения) и «Лестера» (74%). На телевизионной игле плотно сидят также мадридский «Атлетико» (61% всех доходов) и «Рома» (71%).

Marco GalvГЈO·Fotoarena via ZUMA Press·ТАСС

10. Порог для Money League за последние 10 лет увеличился в 4,75 раза

Любопытна динамика не только лидеров Money League, но и замыкающих. В сезоне 1996/97 доход в €36,2 млн означал попадание в топ-20. Теперь «Ньюкаслу» не хватило и €168,2 млн. Ведущие клубы стремительно убегают от конкурентов с маленьких рынков.

Теперь как о финансово отстающих можно говорить о клубах породистых, с победными традициями. Голландский «Аякс», бельгийский «Андерлехт», португальский «Порту» — их рынки просто не обладают потенциалом, сопоставимым с английским или немецким. Раньше со €100 млн дохода реально было попасть хотя бы в тридцатку, но теперь там скорее окажутся английские середняки уровня «Ньюкасла» (сейчас команда играет во втором дивизионе).

Сюда же можно добавить и все неевропейские клубы, которые в Money League пару раз представлял бразильский «Коринтианс» (на фото). В сезоне 2011/12 клуб из Сан-Паулу с результатом €94,1 был 32-м, а в следующем году со €113,3 млн — 24-м. Но с тех пор Европа сильно ускорилась.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+