Аварийная ситуация: должны ли агрегаторы такси нести ответственность за пассажиров
В июне прошлого года менеджер крупной IT-компании Елена Гращенкова попала в аварию, будучи пассажиром такси. Как и многие из нас, для вызова автомобиля она воспользовалась сервисом «Яндекс.Такси», доверившись узнаваемому и уважаемому бренду. Какие сомнения могли возникнуть в качестве предоставляемых услуг? Тем более, что прибывший автомобиль был соответствующим образом брендирован. После столкновения Елену в тяжелом состоянии госпитализировали в Покровскую больницу Санкт-Петербурга, затем — в Москву, где ей сделали сложную операцию. Полностью восстановить здоровье не удалось. В один момент у человека сломалась жизнь, исчезли планы на будущее.
Конечно, от аварии никто не застрахован, но самое неприятное Елену ждало впереди: она рассчитывала, что если крупный и респектабельный сервис оказал ей такую «услугу», она вправе рассчитывать на компенсацию ущерба. В «Яндекс.Такси» ей объяснили, что они юридически и не такси вовсе, а что-то вроде крупной доски объявлений, интернет-форума, где пассажиры напрямую пользуются услугами перевозчиков. Следовательно, никакой ответственности за вред здоровью «Яндекс.Такси» не несет — все вопросы к тому ООО, которое привезло пассажира в дерево.
Разумеется, это ООО с уставным капиталом 10 000 рублей имеет все признаки классической конторы «Рога и копыта». Владелец компании (или некто под его именем) предложил Гращенковой компенсацию… на странице в «Фейсбуке«! Но не явился по повестке в суд для заключения мирового соглашения. Сам же водитель, который заснул за рулем, практически нищий — взять с него нечего.
В ловушке низких цен
Кажется неприемлемым, что клиенты крупной международной компании не имеют страхового покрытия в рамках системы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Конечно, это касается не только «Яндекс.Такси» — большинство агрегаторов работает по схожему принципу. Но на данном примере я хочу показать, что эта схема просто не имеет права на существование. Ответственность перевозчика всегда должна присутствовать — нельзя ее перекладывать на «фирмы-помойки». Кто предоставил услугу, тот и несет ответственность.
Сегодня агрегаторы обладают фантастическим конкурентным преимуществом перед традиционными службами такси, работающими «от себя». Для того чтобы оказывать услуги такого же качества (подача машины за пять минут), последним нужно иметь в одной только Москве парк более чем в 10 000 автомобилей. Таких больших автопарков просто не существует! Поэтому настоящие таксопарки, которые платят налоги, которые заботятся о качестве предоставляемых услуг, находятся на грани разорения.
Ведь качество стоит денег. Но сегодня таксомоторным службам приходится работать по тем тарифам, которые им устанавливает агрегатор. Заказов напрямую уже практически нет! А предпочтение агрегатор отдаст тому, кто предложит самую низкую цену. Именно поэтому таксопаркам приходится «сереть», всячески сокращая издержки. Например, нанимать на работу трудовых мигрантов, которые даже по-русски говорят с трудом. Их достоинство в том, что они готовы работать за еду, готовы к чудовищным переработкам (а отсюда — усталость и аварии). Довезут ли они пассажира живым — видимо, уже давно никого не волнует.
22 сентября мэрия Лондона отказала Uber в продлении лицензии. Было заявлено, что сервис демонстрирует безответственность в отношении вопросов, затрагивающих общественную безопасность. Выяснилось, что Uber предоставляет заказы водителям, имеющим судимость. Ранее власти Англии и Уэльса отказались считать сотрудничающих с сервисом извозчиков частными подрядчиками, переквалифицировав их в наемные работники. Таким образом, Uber вынудили нести ответственность за водителей.
У агрегатора возникали проблемы во Франции, Нидерландах, Италии — власти этих стран опасались ценового демпинга, критически снижающего качество услуг такси, и отмечали, что сервис не заботится о профессионализме водителей и не страхует пассажиров. В Германии Uber при помощи штрафных санкций заставили соответствовать национальному законодательству.
России так же следует идти по пути повышения ответственности подобных сервисов. Хочется верить, что исторический период, когда жизнь человека у нас ничего не стоила, миновал. И мы научились ценить не только собственную жизнь и здоровье, но и благополучие окружающих. Иск на $1 млн к «Яндекс.Такси» от Елены Гращенковой принят к рассмотрению в суде. Нужно внимательно следить за этим процессом. Ведь он не только про деньги.
От редакции: Forbes предложил «Яндекс.Такси» прокомментировать иск Гращенковой, но официальный представитель компании Владимир Исаев отказался от комментариев, поскольку иск «Яндекс.Такси» пока не получило.