Паддок «Формулы-1» — особое место. В середине 90-х задний двор гоночных трасс, где снуют механики и хранятся шины, превратился в главное место силы международного автоспорта. Именно здесь решаются важнейшие вопросы «Формулы-1». При этом в паддоке гонщики и владельцы команд ведут себя абсолютно расслабленно, запросто вступая в разговор с допущенными за кулисы VIP-гостями.
С одной стороны от узкой дорожки, которую в «Формуле-1» называют паддоком, расположены боксы: там находятся машины и ревут гайковерты. С другой стороны — представительская часть из командных домов на колесах. В «Формуле-1» их называют моторхоумами (в переводе с английского — «дом для мотора»). Когда-то это были просто трейлеры, перевозившие запчасти с гонки на гонку, но теперь это целые сборно-разборные дворцы, где проводят переговоры, накрывают обеды и закатывают вечеринки.
На фоне внушительных, но все же похожих друг на друга моторхоумов, особенно выделяется один — он больше и ярче остальных. Это развлекательный центр Red Bull — компании, которая выставляет сразу две команды в «Ф-1». Основной коллектив австрийской фирмы называется Red Bull Racing и базируется в Великобритании, вторая команда — Scuderia Toro Rosso — находится в Италии.
Объединенный моторхоум Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso в «Формуле-1» называют энергетической станцией. Здесь не умолкает музыка: снаружи кажется, что в командах Red Bull все время что-то отмечают. Вчерашний поул, сегодняшнюю победу или многолетний феноменальный успех компании в автогонках — ведь независимо от результатов на трассе австрийская фирма по производству энергетиков уже стала самым эффективным брендом «Формулы-1».
Из рекламодателя в участника
С момента основания Red Bull в своей маркетинговой активности сделал ставку на экстремальные виды спорта: с 1990-х автрийцы спонсируют множество спортсменов и соревнований в разных адреналиновых дисциплинах. Впрочем, автогонки всегда стояли особняком. «Формула-1» — давняя любовь владельца бренда Дитриха Матешица, и миллиардер не жалел сил и денег на свое увлечение.
20 лет назад Red Bull выступала титульным спонсором скромной команды Sauber, а также поддерживала отдельных гонщиков в разных чемпионатах. Затраты на содержание Sauber колебались в диапазоне $10-20 млн: команда была далеко от лидеров и не требовала больших вложений. Зато компания получала хорошую рекламу — долгое время Red Bull был единственным энергетическим напитком, представленным в «Формуле-1». Но Матешиц хотел большего.
В конце 2004-го предприниматель за $1 выкупил команду Jaguar Racing у Ford Motor Company. Американский автопроизводитель планировал закрыть проект, на который уходило слишком много денег, но Матешиц не позволил исчезнуть функционирующей команде «Ф-1». На тот момент Jaguar Racing не выделялась на фоне конкурентов и боролась за места в середине пелотона. После переименования в Red Bull Racing автогонки получили команду с совершенно другой философией.
Пожалуй, в первый раз в истории чемпионат мира столкнулся с настолько масштабной и при этом нешаблонной рекламной кампанией. Red Bull построила уникальный моторхоум — энергетическую станцию — и стала регулярно придумывать новые поводы поговорить о гонках: от дружеских соревнований своих гонщиков на каких-нибудь нелепых машинках до выпуска огромного иллюстрированного журнала с карикатурами — каждый день в течение каждого Гран-при. Самыми преданными читателями оказались пилоты других команд, что помогло Red Bull попасть на страницы традиционной прессы в качестве создателя «любимого журнала для гонщиков «Формулы-1».
А еще команда начала выигрывать. Но главное — Red Bull привела в «Формулу-1» множество молодых пилотов, которые встряхнули привычный уклад гоночного паддока. По сути, компания придумала фабрику звезд для автогонок.
Пирамида гонщиков
Основа стабильности гоночной структуры Red Bull — это огромная пирамида пилотов, которые ждут своей очереди попасть в «Формулу-1». Главный скаут Red Bull, экс-пилот «Ф-1» Хельмут Марко, ищет гоночные таланты по всему миру. Компания находит перспективных спортсменов в безвестных чемпионатах и подписывает с ними многолетние контракты. Такой договор гарантирует, что Red Bull возьмет на себя все заботы по финансированию карьеры пилота — а заодно станет менеджером и начнет контролировать денежные потоки вокруг спортсмена. И если гонщик начнет выигрывать, конкуренты просто не смогут его перехватить: соглашения составляются очень жестко и предусматривают огромные неустойки в случае разрыва контракта.
Такой подход позволяет Red Bull иметь в своем распоряжении сразу десяток пилотов разного возраста — и при необходимости перемещать их между чемпионатами. Так возникает внутренняя конкуренция с главным призом в виде попадания в «Формулу-1». Для самых успешных пилотов приготовлены четыре места в чемпионате мира: два – в Red Bull Racing, и два – в Scuderia Toro Rosso. В текущем сезоне эти места занимают Дэниел Риккардо, Макс Ферстаппен, Карлос Сайнс-младший и Даниил Квят — все они много лет связаны с системой Red Bull и, по сути, выращены в этой компании. Сейчас за Риккардо и Ферстаппеном охотятся гранды «Формулы-1», включая Ferrari и Mercedes AMG. А вот Квята — после многочисленных сходов и нескольких разбитых болидов — отстранили на несколько ближайших этапов. В команде, где толпится очередь из талантливых молодых пилотов, нельзя получать новые шансы бесконечно.
Секрет успеха системы Red Bull в том, что даже на низших уровнях автоспорта участникам требуются большие деньги на оплату выступлений, а богатые родственники есть далеко не у всех. «Чтобы пройти через все ступени картинга, включая международные соревнования, талантливому гонщику потребуется €1 млн», — рассказывает руководитель чемпионской команды Mercedes AMG Тото Вольфф. До того, как прийти в Mercedes AMG, Вольфф работал менеджером нескольких пилотов: среди клиентов Тото были, в частности, действующие пилоты «Формулы-1» Вальттери Боттас и Паскаль Верляйн. За годы в автоспорте австриец досконально изучил вопросы бюджета начинающих пилотов на примере десятков своих клиентов.
«После картинга талантливые гонщики переходят в юниорские серии — «Формулу-4» или «Формулу-Renault». В этих чемпионатах сезон стоит около €350 000, — продолжает Вольфф. — Дальше переход в «Формулу-3» — это обойдется в €650 000. И вот мы уже потратили €2 млн, а гонщик еще не добрался до «Формулы-1». Обычно пилоты проводят в «Формуле-3» два сезона, так что смело прибавляйте к этой сумме еще €650 000. Дальше «Формула-2», один сезон в которой стоит €1,5 млн. Обычно гонщикам требуется два-три сезона в этом чемпионате. Таким образом, совокупные затраты на карьеру пилота, который метит в «Формулу-1», составляют около €8 млн».
В масштабах Red Bull, оборот которой исчисляются миллиардами долларов, сумма представляется не слишком большой, а потому компания может себе позволить содержать десяток пилотов-подростков и даже платить им небольшую зарплату. Сейчас в программу поддержки гонщиков Red Bull входят восемь гонщиков, выступающих по всему миру — от японской «СуперФормулы» до международного первенства по картингу.
В результате попасть в структуру Red Bull мечтает каждый молодой спортсмен, нацелившийся на «Формулу-1»: никакая другая команда чемпионата не построила систему, которая позволяет 10-летнему мальчику-картингисту вырасти в профессионального пилота «Формулы-1» без каких бы то ни было денежных затрат со стороны спортсмена. Фактически, в Red Bull адаптировали под гонки механизм, давно существующий в футболе. Эта система уже дала «Формуле-1» четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Благодаря этой же программе в международное первенство пробился россиянин Даниил Квят.
Экономика эмоций
Стратегия Red Bull в автоспорте изначально нацелена на самих гонщиков, а также на хардкорных болельщиков «Формулы-1». Они ценят Red Bull за большие траты на автоспорт: фанаты знают, что без спонсорства этой компании до чемпионата мира не дошло бы множество быстрых пилотов. Постепенно компании удалось распространить эту эмоцию на всех зрителей «Формулы-1» — за счет регулярных побед и смелого позиционирования в медиапространстве.
Red Bull Racing одной из первых вышла в социальные сети и начала напрямую общаться с болельщиками. Команда сазу выбрала неформальный тон, который привлек к ней молодую аудиторию и тех, кто только начал смотреть гонки. Параллельно компания устраивала гоночные шоу и демонстрационные заезды по всему миру, куда привозила своих пилотов. Так свой кусочек «Формулы-1» получали совсем не гоночные города и страны — вроде Доминиканской Республики или Бангкока, а компания вышла на рынки, закрытые для традиционной «Ф-1». Следующим шагом стала монетизация этого успеха.
На первых порах Red Bull щедро тратила собственные средства: вкладывала миллионы евро в обновление технической базы и найм инженеров, легко расходовала бюджет на всевозможные гоночные праздники и подарки для болельщиков. Результатом стал успех на трассе: с 2009 года Red Bull Racing входит в число топ-команд, которые постоянно претендуют на победу и часто попадают в телетрансляции. Так компания гарантировала себе эфирное время, а гоночные болиды стали рекламными щитами на колесах.
Согласно подсчетам Forbes, за первые десять лет участия в чемпионате мира Дитрих Матешиц вложил в гоночную инфраструктуру $1,2 млрд. При этом только с 2009 по 2013 год включительно (то есть за пять лет выступлений) логотип Red Bull появлялся в гоночных трансляциях так часто, что если бы компания выкупила это время у телекомпаний по стандартным рекламным расценкам, то потратила бы на это $1,6 млрд. Вместо этого телеканалы сами платят «Формуле-1» за возможность показывать гонки.
Следом пришел прямой финансовый результат. Подключиться к феномену команды, которую любят зрители, захотели классические спонсоры. У компании, которая когда-то закупала рекламу на болидах «Формулы-1», появились собственные инвесторы: автомобильная марка Infiniti, часовщики Tag Heuer, производители одежды Pepe Jeans и многие другие.
В деньги конвертировались и успехи на трассе: чем выше был результат в турнирной таблице, тем больше призовых получала команда. Ко времени регулярных побед в чемпионатах 2010-2013 годов команда зарабатывала по $100 млн в год только за счет своего участия в международном первенстве — столько причиталось команде-чемпиону от телеканалов, покупавших права на трансляцию гонок, и от организаторов Гран-при, которые платили за право провести у себя этап «Формулы-1».
С ростом сторонних доходов головная компания могла вкладывать в команду все меньше собственных средств. К 2015 году гоночный коллектив почти вышел на самоокупаемость: за весь год компания-владелец потратила на свой основной гоночный актив всего £10 млн ($13,5 млн по текущему валютному курсу). Это смешная сумма по меркам «Формулы-1»: для сравнения, годовой бюджет команды Ferrari составляет €260 млн ($310 млн), а годовой взнос крупного спонсора успешной команды колеблется от $20 млн до $80 млн.
И все же самоокупаемости пока нет. Команде по-прежнему требуются вливания головной структуры для поддержания высоких результатов. Тем не менее, в 2015 году чистая прибыль Red Bull Racing после вычета налогов составила £2 млн ($2,7 млн), а в 2016 году — £385 000 ($520 тыс.). Сумма инвестиций головной компании Red Bull в команду за этот же срок увеличилась в четыре раза — с $13,5 млн до $54,8 млн.
Заработать на автопроизводителях
Единственная команда, которая из года в год получает фактическую прибыль от выступлений в «Формуле-1» — это Ferrari. Доходность итальянского бренда не зависит от успехов на трассе и целиком обязана политическому влиянию этой компании: по условиям договора с Formula One Management (FOM), которой принадлежит чемпионат мира, Ferrari ежегодно получает 10% от доходов «Формулы-1» в качестве поощрения за свой «исторический статус». Таким способом Ferrari и FOM замаскировали договоренность о том, что итальянцы ни при каких обстоятельствах не покинут «Формулу-1» — по логике FOM, подобное решение подорвало бы бизнес-модель чемпионата мира.
При этом головная компания Ferrari продолжает вкладывать собственные средства в развитие команды. Все остальные автопроизводители, в том или ином виде представленные в чемпионате мира, тратят на «Формулу-1» миллионы долларов. К примеру, бюджет заводского коллектива Mercedes AMG равен €310 млн — и это без учета моторостроительного департамента, которое проектирует и строит двигатели для трех команд «Формулы-1». В штате этого подразделения работают 450 человек, а компания является отдельным юрлицом, принадлежащим Mercedes-Benz. Чему равен бюджет этой структуры, неизвестно.
Автомобильные компании могут сэкономить, если не будут выставлять в чемпионате собственную команду, а ограничатся поставкой моторов. Такую модель выбрала Honda. Последние три года японская компания бесплатно снабжает силовыми установками команду McLaren, а заодно приплачивает этому коллективу по $100 млн в год на правах спонсора. Из этих денег получает зарплату Фернандо Алонсо — самый высокооплачиваемый гонщик современности.
Зарабатывать на интересе автопроизводителей к «Формуле-1» научились и в Red Bull. Дело в том, что помимо двух гоночных команд австрийской компании принадлежит еще одна фирма, напрямую связанная с чемпионатом мира. Речь идет о Red Bull Technology – конструкторском бюро, в котором работают главные умы современного автоспорта. Red Bull Technology изготавливает узлы и агрегаты, которые затем достаются Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso, а также помогает автопроизводителям, не участвующим в чемпионате мира, получать доступ к техническим ноу-хау «Формулы-1».
Главный клиент Red Bull Technology в автомобильном мире — компания Aston Martin. Британская фирма поручила Red Bull сконструировать самый быстрый суперкар в истории. Новинка получит название Valkyrie: гиперкар должен превзойти по скорости все остальные автомобили на планете. Показательно, что компания Aston Martin, которая вообще-то специализируется на выпуске быстрых машин, не решилась проектировать свою главную модель в одиночку и привекла для этого компанию, которая разливает газированные напитки в жестяные банки.
В результате рекламную кампанию Red Bull в автогонках оплачивают другие фирмы, а австрийцы забирают себе все лавры и получают лояльность аудитории. В ближайшем будущем гоночная империя может сменить владельца: по слухам, покупкой Red Bull Racing заинтерсовались в Porsche. Если сделка состоится, то команда получит нового собственника и новое название в 2021 году, а надписи Red Bull останутся на болидах на правах спонсорских наклеек. Иными словами, компания по производству напитков еще сильнее сократит издержки на собственную рекламу в «Формуле-1».
Автор — шеф-редактор российской версии Motorsport.com