Аутсорсинг государства. Зачем Сбербанк решил заняться выдачей паспортов
Сбербанк готов начать пилотный проект по выдаче гражданам паспортов и других документов, объявил сегодня вице-президент банка Андрей Шаров. Пилотный проект будет проходить весь 2018 год, а «в тираж это пойдет в 2019 году». Сбербанк планирует начать прежде всего с регионов, где сейчас дефицит МФЦ, таких в стране около 30%. Прямо в отделении банка посетители смогут зарегистрировать квартиру, получить паспорт, водительские права. Это можно назвать просто — «аутсорсинг государства».
Тенденция передачи частным подрядчикам традиционных функций государства сегодня является если не доминирующей в мире, то, по крайней мере, находящейся на подъеме. Только в 2013 году в США аутсорсинг федеральных ведомств составил $500 млрд. И это без учета штатов и муниципалитетов, которые также активно стараются минимизировать свои расходы.
Впрочем, в Америке роль аутсорсинга (пусть даже это слово тогда не употреблялось) всегда была высока. Даже такой секретнейший и важнейший правительственный проект, как создание атомной бомбы, был в значительной части построен на нем. И сегодня оба национальных центра, где создается ядерное оружие, — Ливерморская лаборатория и лаборатория в Лос-Аламосе, — управляются частными партнерствами, куда входят неправительственные учебные и образовательные учреждения и корпорации, такие как Bechtel. То же самое в космосе и ракетных технологиях, где важнейшие центры, в которых создаются космические аппараты. Лаборатория реактивного движения управляется Калифорнийским технологическим университетом, Лаборатория прикладной физики — университетом Джона Хопкинса.
Corrections Corporation of America, компания с оборотом более $1,7 млрд, управляет частными тюрьмами. Такой же процесс идет в Великобритании, где минимум три фирмы занимаются этим бизнесом. Предполагается, что за шесть лет частные тюрьмы должны дать экономию для бюджета в £450 млн. Ну и, конечно, нашумевшие «частные военные компании» (ЧВК), на которые была возложена значительная часть ответственности в Ираке.
В последнем случае эффективность аутсорсинга государственных функций была поставлена под сомнение. ЧВК «Блэкуотер» (важнейший поставщик подобных услуг) стала участницей многих скандалов, и в итоге была вынуждена сменить и руководство и название, и уйти с иракского рынка. Теперь Россия повторяет уже в соседней Сирии тот же путь, передоверяя частным специалистам выполнение тех или иных задач, несмотря на то что наемничество запрещено законом (ст. 359 УК РФ).
Крупнейшая охранная британская компания G4S в 2012 году провалила подписанный контракт по обеспечению безопасности Лондонской Олимпиады, не сумев в отведенные сроки набрать и обучить необходимо количество людей. Правительству пришлось в экстренном порядке привлекать полицию и солдат, чтобы закрыть образовавшуюся перед самым началом Игр брешь в безопасности.
Таким образом, передача государственных функций в частные руки — дело непростое, имеющее не только очевидные плюсы, но и весомые минусы. Тут и социальная ответственность — безответственность бизнеса, и безальтернативность многих решений, и особая значимость для общества исполнения обязанностей, традиционно связываемых с государством.
Для России эксперимент с передачей Сбербанку полномочий по выдаче документов будет означать прямую конкуренцию с государственным и окологосударственным сервисом — многофункциональными центрами (МФЦ) и ФГУП «Паспортно-визовый сервис».
Для чего же могло понадобиться обращение к услугам Сбербанка, тоже организации, в общем-то, государственной? Финансовый расчет того, сколько сэкономит бюджет на этом, не приводился. Само по себе государство вовсе не благодетель, и не идеалист, и инициировать конкуренцию ради чистоты рыночных принципов не станет. Сообщений о том, что с выдачей документов ситуация совсем плохая, также не поступало. Сам Андрей Шаров отнюдь не является либертарианцем, а до последнего времени вся его карьера была связана с государственной службой (так случилось, что мы проучились вместе три года в аспирантуре Академии госслужбы, и я вполне представляю его потенциал).
Думается, речь идет о поиске новых возможностей для увеличения доходов ведущего банка страны. Сохранение прочности позиций Сбербанка — важнейшая задача правительства. Помимо получения стабильного государственного заказа, Сбербанк также может получить доступ к данным своих клиентов, которые будут обращаться к нему за документами. Это поможет подкорректировать кредитную политику в отношении конкретных получателей займов. Скажем, сотрудник Сбербанка будет знать о загранпоездках обращающегося к нему за получением кредита, или о привлечении им трудовой силы, или наличии автотранспорта (предполагается выдача не только загранпаспортов, но и водительских удостоверений и вида на жительство).
В любом случае аутсорсинг государственных услуг должен проводиться в условиях максимальной прозрачности и быть направлен на реальную экономию для бюджета, а не на поддержание системообразующих банков. Возможно, это потребует внесения изменений в действующее законодательство. Скажем, если операция в Сирии затянется (а впереди еще миротворческие операции на Украине, о которых сегодня намекнул Путин), то почему бы не вывести из «серой зоны» бизнес по факту существующих, но формально запрещенных частных военных компаний?