Миллионы роботов по всему миру ежедневно работают на благо национальных экономик и их количество растет по экспоненте. Роботы умеют не только работать на конвейерах, но и собирать и анализировать данные из разных систем, выбирать релевантную информацию и составлять отчеты, формировать второе мнение для врачебных заключений, общаться с клиентами, нанимать персонал, вести бухгалтерию, и с каждым днем их возможности только растут. По данным исследования Transparency Market Research от 2016 года к 2024 году объем мирового рынка роботизации на базе ИТ-решений достигнет $17 млрд.
Один цифровой помощник способен заменить десятки реальных сотрудников в офисах. Одна минута робота заменяет в среднем 15 минут работы человека. Практически в каждой компании, вне зависимости от ее сферы, найдется место роботу, который будет экономить деньги компании и работать 24 часа в сутки без выходных и отпусков.
Первым шагом на пути роботизации являются простые роботы, которые не требуют значительных инвестиций и временных затрат на разработку и внедрение. Например, чат-боты — сейчас это хорошая практика для B2C компаний абсолютно разного размера и сферы услуг. Их механика проста и понятна руководителям большинства компаний: от крупных до самых маленьких. Создание не требует серьезных финансовых вложений, специального центра поддержки, а эффект виден сразу.
Другой пример, набирающий все большую популярность, «административные» роботы. В число их возможностей входит имитация простых действий рутинной работы человека в офисе: перенос данных из одной системы в другую, если системы не могут по каким-то причинам быть интегрированы между собой, формирование отчетов на основании выгрузки из двух и более систем, мониторинг и анализ данных в сети интернет, разбор информации, присылаемой по электронной почте и т.д. Это особенно актуально в тех случаях, когда доработка информационных систем длительная или дорогостоящая, либо ограничена, например, из-за того, что система устарела, и нет специалистов, занимающихся ее развитием.
Первыми, кто начинают исследование возможностей роботов, становятся традиционно более инновационные индустрии — ИТ, финансовый сектор и телеком операторы. Они ближе к технологиям и чаще остальных становятся первопроходцами. Критическая роль ИТ в бизнесе компаний этих отраслей, дает им достаточно высокий уровень автоматизации бизнес-процессов, больше понимания возможностей и смелости в тестировании новых технологий.
Если смотреть на мировой опыт, лидерами с точки зрения роботизируемых функций являются финансы и учет, анализ данных и ИТ.
В России «пионеры роботизации» начинают, как правило, с процессов финансов и учета, а также управления персоналом.
Примеры роботизированных с помощью команды КПМГ процессов финансовой функции, включают обработку входящих первичных документов в интеграции с решением по распознаванию скан-образов документов, обработку актов сверки с контрагентами, сверку данных по МСФО и РСБУ, подготовку отчетов по неоплаченным счетам нерезидентов с паспортами сделок, обработку госпошлины.
В части процессов службы управления персоналом пилотные проекты часто затрагивают процессы кадрового администрирования и подбора, например, обработка служебных записок на изменение штатного расписания, обучение, перевод сотрудников, обработка запросов персонала на различного рода справки, анализ заработных плат в различных регионах с использованием сервиса Яндекс-аналитики и чат-боты для запроса отпуска и получения соответствующего согласования руководителя.
Уже сегодня можно отметить яркий пример виртуального кадровика Веры, созданного российскими разработчикам. Робот способен не только анализировать и отбирать резюме, но и проводить дистанционное первичное интервью, благодаря чему закрывает массовые вакансии в 7 раз быстрее человека.
Подобные решения демонстрируют только верхушку айсберга возможностей применимости роботизации для бизнеса. Роботизация с использованием машинного обучения, а в будущем искусственного интеллекта, обладает гораздо более привлекательным экономическим эффектом.
Российский бизнес смотрит на возможности роботизации с большим интересом. Однако есть две основные причины, мешающие процессу роботизации получить звездную популярность в короткие сроки. В первую очередь, это достаточно нестабильная экономика, которая заставила многие компании сократить горизонт планирования. Руководители с осторожностью смотрят на инновации, которые требуют вложений, при отсутствии на российском рынке примеров массовой роботизации процессов и достигнутой экономии. Похожая ситуация наблюдается во всем мире, но в России доступ к дешевой рабочей силе дает руководителям компаний дополнительный повод не торопиться.
Другой фактор — необходимость изменения существующих процессов, при внедрении чего-то нового. «Зачем что-то менять, если и так работает?». Не многие готовы стать первопроходцами. Даже осознавая возможность достижения существенной экономии (от 30-75% трудозатрат по различным процессам), улучшения качества или повышения безопасности, российские управленцы по инерции предпочитают работать по старинке.
Однако российские компании финансового, ИТ и телеком секторов уже реализуют пилотные проекты и успех их первых шагов в данном направлении заставляет всерьез обращать внимание на роботизацию руководителей других компаний. За ними последуют компании коммерческого сектора, заинтересованные в оптимизации расходов на персонал. Интересных решений в ближайшее время можно ожидать от ритейла.
Процесс уже запущен: чем больше вокруг будет успешных пилотов, тем быстрее роботы начнут появляться в разных индустриях и организациях. Можно сказать, мы на пороге технологического «взрыва», ведь у России есть все вводные для того, чтобы быть в числе первых, кто возглавит эту революцию: технические наработки, сильные кадры, поддержка правительства.