К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Уроки Шарлоттсвилля. Трамп получил удар в спину от большого бизнеса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Трамп должен понять, что на посту главы Белого дома он более не является крупным бизнесменом и не может рассчитывать на поддержку своих вчерашних коллег автоматически. У них отныне разные интересы

После событий в штате Виргиния, где «Марш объединенных правых», вызванный сносом памятника генералу Ли, привел к столкновениям, закончившимся гибелью человека, и комментарием президента в Twitter, не удовлетворившим многих, начался исход из двух консультативных органов, им придуманных в самые первые дни своего правления — из Совета по промышленности и из Форума по стратегии и политике. Трамп ответил (как всегда, в Twitter) на эту демонстрацию своей демонстрацией — просто распустил эти два органа, издевательски приписав: «Спасибо всем!»

Сразу оговоримся: и совет, и форум являлись мало что значащими консультативными образованиями. Их не надо путать с Советом экономических консультантов — постоянно действующим и важным органом исполнительной власти, который до сих пор остается без главы — Кевин Хассет дожидается своего утверждения Сенатом. Кстати, Трамп убрал главу этого совета из членов своего кабинета, разорвав с предшествующей традицией. Этим понижением статуса он дал понять, что не особенно доверяет ученым-экономистам. Не надо их смешивать и с Национальным экономическим советом (входящим в аппарат Белого дома), который возглавляет Гэри Кон из Goldman Sachs, доверенное лицо Трампа.

Президенту в самом начале правления надо было протянуть руку большому бизнесу, сделать некий красивый шаг — и он его сделал, создав эти консультационные органы, мол, будем собираться вместе, мы говорим с вами на одном языке, имеем схожий опыт, и я буду выслушивать ваши предложения и т. п. Но особой роли они не играли, и про них особо никто и не слышал. А исход начался еще раньше, Илон Маск, например, покинул совет еще в июне из-за несогласия с Трампом по климатической политике.

 

Что главное в этой истории? Трамп должен осознать в полной мере, что бизнес не может существовать отдельно от общества, что главы корпораций крайне восприимчивы к любым переменам в общественном мнении.

Преобладающая тенденция — бизнес должен стоять на «правильной стороне» истории. Сегодня правда на стороне, по мнению большинства СМИ, тех, кто сносит памятники вождям конфедератов, мирно простоявшие более ста лет. Они отныне больше не герои потерянного дела, мужественно стоявшие до конца в защиту собственных ценностей, а символы ненависти. Неважно, кем они были в реальной жизни. Важно, как к ним относятся сегодня, что они символизируют для своих сторонников и противников и как интерпретируется сейчас сохранение статуй и названий улиц и площадей с ведома властей штатов.

 

Общество любит черно-белую картинку, где ясно и понятно — кто хорошие парни и кто плохие парни. И СМИ ее предлагают. Те, кто не играет в эти игры, оказываются на обочине. Трамп попытался не играть и в какой уже раз оказался в диссонансе с преобладающим если не общественным мнением, то мнением американских пандитов в СМИ и академических кругах.

Но ему не привыкать — всю свою карьеру он оказывался в контрах с мейнстримом — и потому и выиграл. Его увольняли с передачи за острые и спорные высказывания, его травили всю избирательную кампанию — но Трамп побеждал в итоге. Но это его личный опыт, опыт бойца-одиночки.

Большой же бизнес по определению не любит конфронтации, острых споров, скандалов. Он хочет быть с большинством. Как маркетинг ориентируется в итоге на усредненного потребителя, так и бизнес желает иметь некую среднюю линию поведения, которая бы давала ему возможность избегать попадания в зону противоречий. А с Трампом, как поняли главы корпораций наподобие Wal-Mart, 3М или Merck, тихой и спокойной жизни не получится.

 

Если большинство сегодня кричит, что виноваты «белые расисты», то и не надо ему противоречить, разбираться — нужно ли было сносить памятники, вообще копаться в этой истории. Позиция вполне разумная, если помнить о том, что деньги любят покой.

Но Трамп должен понять, что на посту главы Белого дома он более не является крупным бизнесменом и не может рассчитывать на поддержку своих вчерашних коллег автоматически. У них отныне разные интересы. Он пытается продвинуть свою повестку дня, они — свою. И никакими словами о политике, дружественной бизнесу, или снижении налогов их в свой лагерь не перетащишь.

Президент должен вынести урок: в Америке конформизм — основа жизни. «Траблмейкеров» здесь не любят. Лет десять назад другой миллиардер — Тайгер Вудс, впервые в истории заработавший в спорте миллиард, познал это в полной мере, когда попробовал жить, так как хотелось ему, а не как требовала телевизионная картинка с его имиджем. Крупнейшие компании в минуту порвали с ним многомиллионные контракты, сказав, что это — «не наш образец».

Соответственно, никакие слова и действия в защиту бизнеса не принесут тебе благодарности и поддержки от предпринимателей, если они сочтут, что хорошие отношения с тобой будут стоить им ухудшения их имиджа.

Читайте также: Кабинет на $4,3 млрд: сколько стоят приближенные Трампа

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+