К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Маневр Минфина 22/22: кто выиграет и проиграет

Фото Стояна Васеева / ТАСС
Фото Стояна Васеева / ТАСС
Предложенный Минфином маневр вряд ли подтолкнет бизнес к выводу доходов из тени, как рассчитывают чиновники

Инициатива по снижению  ставки страховых взносов до 22% с одновременным повышением до той же величины ставки НДС, по словам представителей Минфина, является нейтральной для бюджета и направлена на оздоровление экономики, более быстрый и устойчивый рост, создание равных конкурентных условий и «ненасильственное обеление» экономики. Окончательное решение по инициативе, параметрам предлагаемых нововведений пока не принято, идет обсуждение, однако суть предлагаемых изменений понятна, чтобы ее можно было оценить с точки зрения возможных последствий не только для бюджета, но и влияния на бизнес, экономику в целом. Итак, попытаемся разобраться, кто же выиграет и проиграет от предлагаемых Минфином нововведений.

Маневр предполагает перенос налоговой нагрузки с фонда оплаты труда в сторону косвенных налогов (НДС). При этом, несмотря на декларируемый стимулирующий характер данных изменений, данное решение, очевидно, продиктовано прежде всего фискальными причинами: бюджету нужны гарантированные деньги, а собираемость НДС значительно выше, чем страховых взносов, что позволит получить как минимум тот же результат при меньших усилиях. Как максимум в случае одновременного или последующего повышения НДФЛ до 15-17% (такая инициатива также одновременно рассматривается Минфином) бюджет не только сможет скомпенсировать потери от снижения страховых взносов, но и получит дополнительные доходы.

Решаются ли при этом задачи устойчивого роста и обеления экономики? Вряд ли. Стимулирование экономики достигается за счет снижения налогов, а не наоборот. Повышение НДС приведет к росту цен, инфляции и еще больше сократит совокупное потребление (эффект еще увеличится при повышении НДФЛ) и совокупный спрос, что никак не отвечает задачам экономического роста, а, следовательно, и интересам бизнеса в целом, совокупная налоговая нагрузка на который возрастет. Примечательно, что это достаточно хорошо понимают опрашиваемые представители бизнеса, которые выступают против роста косвенных налогов и переноса нагрузки на граждан.

 

В то же время снижение ставок страховых взносов в моменте безусловно означает снижение налоговой нагрузки для компаний, особенно для тех, в которых доля расходов на оплату труда достаточно высока. При этом от нововведений также выигрывают компании, применяющие пониженные ставки НДС, которые, несмотря на повышение общей ставки НДС, Минфин предлагает сохранить на прежнем уровне (льготные ставки НДС применяются, например, при продаже продовольственных товаров, детских товаров, медицинских изделий и лекарственных средств).

Надеяться, однако, на то, что предлагаемые нововведения позволят вывести из тени часть доходов по меньшей мере наивно, тем более в текущих экономических условиях. Справедливости ради Минфин в своих прогнозах данный эффект и не учитывает при оценке влияния изменений на бюджет. Все же если решать задачу обеления экономики, то очевидно, что для этого необходимо не только и не столько снижение налогов, сколько принципиальное изменение существующей системы социального обеспечения, повышение ее качества. В пример здесь можно привести развитые страны, налоги на фонд оплаты труда в которых достаточно высокие, при этом уровень теневых доходов низкий.

 

Резюмируя изложенное, можно прийти к выводу, что безусловным бенефициаром предлагаемых нововведений является бюджет (кто бы сомневался, учитывая, что инициатива поддерживается Минфином), бизнес выиграет точечно (отдельные отрасли) и в моменте, в перспективе же налоговая нагрузка и на бизнес, и на граждан возрастет, что вместо усиления экономического роста с высокой вероятностью приведет к обратному эффекту (будет способствовать усилению рецессии и последующей стагнации).

Поэтому остается пожелать инициаторам подобных нововведений еще раз внимательно изучить возможные неблагоприятные последствия, оценить их не только с точки зрения решения краткосрочных фискальных задач, но и с позиций долгосрочной стратегии, стимулирующего влияния на экономику в целом. Тем более что время для этого еще есть: до президентских выборов 2018 года правительство вряд ли будет готово взять на себя политическую ответственность за принятие столь неоднозначного для экономики и бизнеса  решения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+